Что за неделя! Последние пять лет ежегодной лейбористской конференции были похожи на спуск на американских горках. Несмотря на попытки консервативной прессы испортить настроение, чувства тех, кто покидал Брайтон сегодня, были без сомнения полны оптимизма и веры в наше движение.
[Source]
Теперь, когда правительство в кризисе, блэристы отступают, а у нас в руках широкий арсенал радикальной политики, рядовые члены партии настроены на борьбу с Борисом Джонсоном и тори. Основным посылом конференции было: «Давай! Мы готовы к новым выборам!»
Блэристы разбиты
Говорят — неделя большой срок в политике. Но сейчас события происходят каждый день, если не час. В воскресение утром, когда стали приезжать делегаты, новостные ленты были полны сообщениями о заговорах, манёврах и расколах. Так заместитель лидера партии Том Ватсон, в стиле Макиавелли заявил о попытках основателя движения «Моментум» Джона Лансмана сместить его со своего поста.
Этот маленький эпизод был использован принадлежащими миллионерам СМИ для того, что отвлечь от дебатов, которые велись на конференции.
Ватсон, между тем, радостно потирал руки. Он заявил, что атака левых обернулась против них самих. Ватсон лицемерно обвинил своих противников в том, что они больше заинтересованы в внутренних конфликтах, чем в борьбе с Тори.
В конце концов, эти циничные попытки блэристов и их приятелей-газетчиков отвлечь внимание от того, что на самом деле происходило на конференции не могло справиться с оглушительным рёвом, исходящим из Брайтон-Центра.
Боевое настроение
После медленного старта, дух участников стал подниматься во время дебатов о восстановлении IV раздела устава Лейбористской партии. Вдохновляющие и горячие речи от сторонников изменения программы и возвращения ранее удалённой социалистической части определённо разогрели кровь.
Аплодисменты которыми встречали ораторов, показали, что позиция сторонников изменений программы имеют широкую поддержку. Это продемонстрировало голосование 62 процентов делегатов за возвращение раздела IV.
Этот результат определил настроения последующей недели: от лидеров партии до голосов с мест. День за днём боевитость росла боевитость делегатов, как и их радикализм.
Конференция шла левым курсом: делегаты проголосовали за 32-часовую рабочую неделю; ликвидацию частных школ; создать Национальную службу по уходу за больными; и осуществить «Новый зеленый курс», предусматривающий широкое участие государства в промышленности и транспорте и курс на нулевой углеродный баланс к 2030 году.
Джон Макдоннелл, в частности, выступил с сильной речью во вторник, представив экономическую программу лейбористов, включая ряд важных реформ. Лейбористское правительство расширит и обеспечит предоставление «универсальных базовых служб» — масштабное расширение масштабов государственной собственности.
В своих пламенные речах многие обвиняли непосредственно капитализм, выдвигая требования о национализации и социалистической политики. Например, генеральный секретарь профсоюза пожарных FBU Мэтт Рэк, продвигая «Новый зеленый курс», заявил: Капитализм убивает планету… мы должны поставить общественную собственность в центр этой проблемы.
Бросалось в глаза использование делегатами смелой риторики и классового языка. Один за другим, выступавшие на трибуне, ясно говорили о мобилизации и организации рабочих, проведении кампаний вокруг классовых вопросов и борьбе за социалистическое лейбористское правительство. Это именно тот воинственный подход, который необходим для мобилизации рабочих и молодёжи в ходе предвыборной кампании.
Усиление позиций Корбина
Прежде всего, конференция была характерна тем, насколько рядовые члены сплотились вокруг Корбина.
Блэриcты, напротив, были почти не видны. К концу недели их вообще не стало заметно. Действительно, столкнувшись с перспективой обращения к почти пустой аудитории в последний день конференции, Том Уотсон решил вообще отказаться от своей речи и вернуться обратно в Лондон. Это стало унизительным финалом того, что было позорной конференцией для блэристов, которые в итоге бежали из Брайтона с поджатыми хвостами.
В течение недели правое крыло делало все возможное, чтобы разделить Лейбористскую партию — особенно по вопросу о Brexit. Агитаторы заполнили улицы за пределами места конференции флагами ЕС. Шумный протест «Народное голосование» попытался нагнать давление. А основные докладчики, такие как Эмили Торнберри и Кейр Стармер, воспользовались возможностью, чтобы призвать сторону занять однозначную позицию против входа из ЕС. Но все эти усилия сошли на нет. Вместо этого конференция продемонстрировала, что лейбористы твердо стоят за Корбина.
Классовая позиция
В конце концов, именно классовая позиция Корбина выиграла в голосовании по «Брекситу», и лейбористский лидер правильно заявил, что партия должна быть ни партией 52%, ни — 48%, a 99%.
Поэтому ясно, что лейбористы пойдут на следующие выборы, выражая классовую позицию. Это было также подчеркнуто в напористой речи Корбина, в которой он заявил, что лейбористское правительство займется теми кто действительно управляет нашей страной: финансовыми спекулянтами, налоговых махинаторов и крупных загрязнителей окружающей среды.
К этому списку он добавил боссов Большой Фармы, которые, как объявил Корбин, также окажутся под огнем будущего лейбористского правительства, взявшего на себя обязательство создать государственного поставщика дешевых непатентованных лекарств. В случае реализации этот проект спасет как деньги, так и жизни людей, а национальная система здравоохранения (и уязвимые пациенты) больше не будут вынуждены полагаться на спекулирующих фармацевтических монополий при покупке лекарств.
Мы возьмем это на себя, — объявил Корбин под восторженные аплодисменты, — чтобы у создателей реального богатства, у жителей этой страны, были рабочие места, услуги и будущее, которое они заслуживают.
Пусть грянет бой!
Из его речи стало ясно, что лидер лейбористов чувствует новую силы в ногах. После нескольких недель деморализующих споров в парламенте конференция позволила Корбину сделать то, что он умеет лучше всего: мобилизовать массовое движение вокруг классовой политики.
Воодушевленный утренним заявлением Верховного суда, согласно которому Борис Джонсон действовал незаконно, отправляя парламент на долгие каникулы, Корбин поднял дух конференции ещё больше, заявив, что Джонсон «не годится на пост премьер-министра».
Этот кризис может быть урегулирован только путем всеобщих выборов, — сказал Корбин в возбуждённой аудитории.
Толпа встретила это с огромным энтузиазмом. Возбужденные программой радикальных требований, принятых на конференции, рядовые активисты отчаянно пытаются выйти на улицы и агитировать за победу лейбористов.
С расколом Тори и загнанным в угол Джонсоном становится очевидным, что эта возможность появится скорее раньше, чем позже. Всеобщие выборы неизбежны. Конференция лейбористов этого года была именно тем, что было нужно: глотком свежего воздуха от всех вестминстерских махинаций последних месяцев; напоминание о том, в чем сила нашего движения; и захватывающее предвкушение грядущих событий.
По сути, это был массовый предвыборный митинг — возможность напрячь силы для предстоящей битвы. И мы говорим: пусть битва начнется.