Дождливым субботним днем 22 февраля более 500 человек собрались на Екатерингофском острове в Петербурге, для того чтобы выразить свою солидарность с подсудимыми по делу «Сети». По призыву Объединенной Коммунистической партии, Марксистской тенденции, Революционного комсомола и Левого Блока сюда пришли самые разные люди. Активисты различных политических и общественных организаций, правозащитники, друзья и родственники обвиняемых, но прежде всего сотни самых обычных горожан. Многие из них — с рукописными плакатами, на которых выражалась поддержка обвиняемым и осужденным, возмущение действиями следствия, прокуратуры и судебной системы.
[Source]
Назначенный за три дня до начала слушаний в 224 Гарнизонном военном суде дела Бояршинова и Филинкова митинг стал заметным событием в Петербурге. Информацию о нем распространяли не только организаторы митинга, но и ряд популярных городских СМИ. В то же время властями была развязана кампания клеветы и дезинформации, апофеозом которой стала опубликованная «Медузой» накануне митинга статья о возможной причастности осужденных по пензенскому делу анархистов к убийству двух своих товарищей. Горожане, уже собравшиеся были идти на митинг, были ошарашены историей, как будто сошедшей с пера Достоевского.
К началу митинга площадка Летнего театра Екатерингофского парка была окружена стальной оградой и сотнями росгвардейцев и полицейских в полной полной защитной экипировке. Под ледяным дождем и пронизывающим ветром с Финского залива участники митинга выстроились в длинные очереди к металлодетекторам, около которых полицейские обыскивали участников митинга, внимательно рассматривая плакаты и флаги.
Товарищ М. объявила митинг открытым и предоставила слово Кириллу Васильеву из Объединенный Коммунистической партии. Свое выступление Кирилл Васильев начал с вопроса о том, кто в современной России является подлинным патриотом: тот, кто защищает репрессивную машину репрессивного государства или тот, кто борется с ней. Мы приведем здесь цитату из его выступления:
«Почему стало вообще возможно это дело? Потому что неравнодушных еще очень мало. Власть пробует нас всех на излом. Если согласимся, если промолчим, то петля на нашей шее затянется еще сильнее. И поэтому я, представляя здесь своих товарищей, вынужден солидаризироваться с лозунгом, что дело „Сети“ — позор современного российского государства. И честно говоря, я не думаю, что это государство реформируемо. Необходимо дать народу возможность переучредить государство, создав новое, подлинно демократическое, где запрещенной организацией будет не мифическая „Сеть“, а та, сотрудники которой сфабриковали это дело».
Член РКСМ(б) Дарья Громова заявила в своей речи: Мы выступаем против запугивания политических активистов, запугивания политических организаций.
Депутат Законодательного Собрания Максим Резник призвал бороться не только с репрессиями, но и с российским самодержавием, как с причиной репрессий:
«Ни для кого из нас произвол опричнины не является новостью. Мы отлично понимаем, что на деле ребят из дела „Сети“ мог оказаться каждый из нас. Каждый из нас. И это личное дело… Страна давно поделена на земщину и опричнину. На абсолютно бесправную земщину и опричнину, которая потеряла все края. Она не поделена по политическому принципу. Поэтому я здесь… Произвол опричников — производная от безнаказанности от несменяемости власти в нашей стране… Россия должна встать против репрессий, но Россия должна встать не только против репрессий — она должна встать против самодержавия. Лозунг „Долой самодержавие, долой царя“ должен стать нормальным для всех граждан нашей страны».
В своем выступлении активист Марксистской тенденции Иван Лох сказал:
«Когда ФСБ приходило за чеченцами — многие говорили — это же чеченцы, они все бандиты с гор. Через 5 лет они пришли за исламистами, и те же люди говорили — это же исламисты: чадра, Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Потом они пришли за русскими националистами. Я ненавижу русских националистов. Среди них есть бандиты и убийцы, но арестовывали и невинных людей за политические взгляды. Потом ФСБ пришла за анархистами. Те же люди — я слышу эти голоса — говорят: анархисты — бездельники, тунеядцы, наркоманы. Так вот, завтра они придут за вами! За тобой, за тобой, за мной! Кто защитит нас?
Мы должны встать против этих государственных репрессий плечом к плечу. Но для того, чтобы бороться с ними, надо понять, откуда взялась эта монструозная полицейская система, направленная против трудового народа. Это просто. Когда Ельцин в 1993 году отменял выборность судей, когда многие годы после этого оттягивал введение суда присяжных, почему он это делал? Причина очень проста. Месяцами рабочие не получали зарплату. Голодали их семьи. Жили картошкой с приусадебного участка. Пошел рабочий к директору поговорить… не выдержали нервы… Какое решение примет суд присяжных? Оправдает!
Такое было, есть и будет. Но не хотят буржуи, чтобы суд оправдывал рабочих! Поэтому они коррумпировал суды и полицию. Коррумпировали все органы власти, для того чтобы установить свой контроль над собственностью и рабочим классом. Запугать рабочий класс. Запугать народ России. Именно поэтому бизнес поддерживал репрессии против левых политических организаций и угнетенных социальных групп. Но им отлилось… Сейчас этот колосс полицейского государства, выросший на крови рабочих, профсоюзных активистов и борцов за национальное освобождение — жрет порой и самих капиталистов, отбирая у них собственность. Теперь и они задумались о том, что их ждет…
Можно ли свалить этот режим? Да! Как? Мы должны твердо сказать, что мы выступаем за выборность судей, против тайных судов, судебной тайны, против военных трибуналов, против полицейской системы, существующей сегодня в России. Но борьба с этой системой неизбежно ведет не только к политическому освобождению, она также ведет к социальным преобразованиям в обществе, потому что эксплуататорское государство не может существовать без репрессий. Как только репрессивный режим рухнет, будет сметен народом и люди станут свободными, то исчезнет и эксплуатация, исчезнет угнетение.
- Рухнут тюрьмы, товарищи! Мы выступаем против тюрем, за коммунизм.
- Пока один человек сидит в клетке — другой не может быть свободен!
- Нет тюрьмам!»
На митинге также выступили отец и мать подсудимого Юлия Бояршинова.
От имени студенческого профсоюза «Дискурс» с требованием скорейшего освобождения фигурантов дела «Сети», а также полного пересмотра дела выступил Владислав Карлов.
Бывший член Общественной наблюдательной комиссии по Санкт-Петербургу Екатерина Косаревская в своем выступлении отметила роль и распространенность пыток в правоохранительной системе, необходимость борьбы с этой практикой, ту роль, которую играет в этой борьбе ОНК. По мнению Екатерины, получившее широкую огласку дело «Сети» имеет огромное значение, поскольку, если не удастся добиться оправдания подсудимых и наказания следователей, виновных в организации и осуществлении пыток, то под ударом окажутся сотни обвиняемых по менее резонансным статьям. Их надежда на справедливый суд и возможность освобождения связаны с исходом дела «Сети», а значит и нашей мобилизацией на защиту подсудимых. Также Екатерина Косаревская призвала всех неравнодушных присутствовать на открытых заседаниях Гарнизонного суда на площади Труда 1, начиная со вторника 25 февраля. Суд по делу Филинкова и Бояршинова начнется в этот вторник в 15:00.
Активист правозащитного движения Игорь Готлиб рассказал о других судебных процессах по «террористическим» статьям и их жертвам. О левом активисте Илье Романове, которого сейчас фактически убивают, не оказывая медицинскую помощь после инсульта, в мордовской колонии. О процессе по взрыву в петербургском метро в апреле 2917 года, на котором к огромным срокам приговорили целый ряд людей, чья вина недоказана. Оратор призвал сломать ситуацию, когда сотрудники силовых органов, и прежде всего ФСБ, пользуясь своей безнаказанностью, пытают людей и фальсифицируют уголовные дела.
В конце мероприятия участница группы поддержки заключенных Евгения Кулакова передала приветственное обращение к участникам митинга от находящегося в тюрьме ФСБ на Шпалерной Юлия Бояршинова, просьбу писать письма солидарности заключенным, а затем зачитала письмо еще одного подсудимого по этому делу Виктора Филинкова:
«Руководство всей этой организации, а я уверен, что действуют они организованно — действуют неадекватно ситуации. Они не понимают, что устраивать такие театральные представления, где их актеры не могут выдать ответной, а по сути — даже никакой реплики, просто опасно в XXI веке, веке гласности. Сейчас, когда каждый сам может составить мнение о происходящем. Я не могу заглянуть за кулисы, но люди, которые находятся там, люди, принимающие решения, люди с властью, отбирают будущее у всех нас, а не только у ребят в Пензе, потому что влияют не только на судебные процессы. И вместе с тем они невменяемы! Но не то чтобы я когда-нибудь верил в их легитимность».
Далее правозащитница рассказала о солидарности политзаключенных, о том, как осенью Виктора Филинков держал недельную голодовку в поддержку всех политзаключенных. О переписке между политзеками, о том, как нуждающегося в срочной госпитализации по мнению врачей Виктора Филинкова вместо этого везут в суд.
В завершение митинга его участники приняли резолюцию, в которой констатировали, что дело «Сети», основанное на показаниях, данных под пытками — позор для российского государства.
- немедленного освобождения всех лишенных свободы фигурантов дел;
- прекращения производства по этому сфабрикованному делу;
- привлечения к ответственности оперативных работников, должностных лиц органов следствия, причастных к фабрикации дела, пыткам и иным незаконным методам, применявшихся к фигурантам дела.
- а также право на суд присяжных, в том числе по так называемым «террористическим» статьям.
- Свободу политзаключенным!
- Долой полицейское государство!
- Вместе мы победим!