Прошло уже около года, с того времени как Лусио Гутьеррос был изгнан из президентского дворца. Он был свергнут так называемым «восстанием форахидос» в апреле 2005 («форахидос» (преступники) так назвал восставших Гутьеррос, и они приняли это название). И хотя это восстание главным образом состояло из среднего класса, это был ясный признак непопулярности политики Гутьерроса.
Лусио Гутьеррос пришел к власти в 2003 году, выиграв выборы. Его победа, хоть и в искаженной форме, стала результатом надежд рабочего класса и бедноты на перемены общества. Именно эти люди участвовали в революционном восстании января 2000 года, в ходе которого восставшие даже создали свой альтернативный парламент.
Как мы говорили в то время, власть находилась в руках восставших, но их руководство не имело четкой программы, того, чем заменить буржуазный государственный аппарат, и что делать дальше. Таким образом, власть выскользнула из рук масс, а буржуазия смогла найти «конституционное решение» путем смены президента.
Именно в такой обстановке и был выбран Лусио Гутьеррос. Офицер, который присоединился к восстанию в январе 2000, он позиционировал себя как левого, который поддерживает отношения с прогрессивными силами Латинской Америки, например Уго Чавесом. Многие эквадорцы действительно считали его «вторым Чавесом», пологая, что он пойдет тем же путем, что и венесуэльский президент, бросив вызов олигархии и империализму.
Однако, как только он вошел в президентский дворец, он начал проводить политику под диктовку МВФ: сокращал социальные расходы, продолжил долларизацию экономики и наладил тесные отношения с Бушем. Другими словами, он встал на сторону империалистов и капиталистов, против угнетенных масс. Именно эта политика и привела его к позорному бегству, после того, как массы выступили против него.
Бедность и угнетение
Хотя правящий класс и смог найти замену в лице вице-президента Альфредо Паласио, ни одно из фундаментальных противоречий, которые привели восстанию апреля 2005, не были разрешены. Эквадор — страна большинство населения, которой живет в страшной бедности. Даже буржуазная пресса вынуждена признать это. В «эль Комеркайо», за 20 февраля, в статье о бедняках описывается их жизнь в трущобах (валльз) на холмах вокруг Кито. Люди живут не только электричества, но даже без водопровода. Уровень безработицы достигает 40%. И это официальные, данные, которые приукрашивают истинное положение.
Бедность особенно широко распространена среди коренного населения. Около 35% эквадорцев имеют индейские корни. Многие из них лучше говорят на кечуа, язык империи инков, и других местных наречиях, чем на испанском. Но в школах и колледжах, запрещено преподавание на этих языках. Это решение было принято правящим классом, чтобы не допустить местное население к власти.
Политический кризис
Глубинный кризис эквадорского капитализма, отражается не только в социальных условиях жизни, но и на политической сцене. Одним из лозунгов апрельского «восстания Форадхидос» был: «Они все должны уйти!» Люди не желали больше видеть у власти буржуазных политиков любого толка. Все предыдущие президенты были названы крысами. Таким образом, массовые протесты были направлены не только против одного Гутьерроса, а против всех буржуазных политиков. Кроме того, люди выступили против дискредитированной политической системы, в которой массы не допускаются к принятию решений. Люди понимают, что все их надежды связанные с очередным буржуазным «спасителем отечества» постоянно предаются.
После апреля 2005 мало что изменилось. Характерный пример: Западная американская нефтяная компания, работающая в Эквадоре. Эта гигантская компания извлекает миллионы долларов, используя контракт, заключенный в мае 1999 года. Компания была замечена в незаконной передаче 40% акций. Это привело к судебному слушанию. Правительство однозначно стало на сторону мошенников, всячески тормозя ход расследования. ТНК позволяют грабить страну, извлекая огромные прибыли, и в тоже время, социальные расходы сокращаются. Все это вызывает гнев и ненависть эквадорцев.
В настоящее время, политические битвы идут на фоне приготовления к президентским выборам октября 2006 года. Много споров о том, кто выдвинет себя кандидатом. Пока есть несколько левых кандидатов, саамы известным из которых является Рафаэль Корреа, поддерживаемый движением «Патриотическим Альянсом». Корреа — бывший министр экономики, который выступал в защиту суверенитета страны против иностранных интересов и американского империализма. Он также имел хорошие отношения с Чавесом и Кастро. Сейчас он собирается в турне по Европе, для переговоров с эквадорскими иммигрантами.
Кора вполне по силам выиграть выборы. Массы ищут путь из нынешнего тупика. Но если даже он будет избран, у него будет мало пространства для маневра. Ему придется сделать выбор между олигархией и массами. Если же Корреа разочарует массы, его постигнет участь Гутьерроса.
Антипартизанская кампания
Чтобы отвлечь внимание угнетенных масс от реальных проблем, правительство начало компанию в СМИ о гипотетической угрозе колумбийских партизан, находящихся на территории Эквадора.
Армия была брошена на борьбу с отрядами ФАРК, которые как утверждало правительство, находятся на территории страны. Последнее столкновение произошло 18 февраля, когда произошла орудийная перестрелка, и двое партизан были взяты в плен.
Министр обороны Освальдо Харин заявил: «каждый незаконно вооруженный элемент, будет нейтрализован силой». В то же время он осторожно подчеркнул, что эквадорская армия независима от Колумбийских властей, и не следует инструкциям Урибе.
Очевидно, что правительство Паласио, не желает, чтобы его ассоциировали с непопулярным правительством Урибе. Он понимает, что если не дистанцироваться, хотя бы на словах от Урибе, то можно поплатиться властью. Одновременно, антипартизанская истерия используется как способ отвлечения внимания масс от растущего неравенства и несправедливости в обществе. Это одна из самых старых уловок эквадорской олигархии. Точно так же, в 1995 году была развязана война против Перу, под лозунгом «возврата эквадорских территорий».
Новый взрыв неизбежен
Капитализм не в состоянии решить проблемы стоящие перед массами Эквадора. Накапливающиеся социальные и политические противоречия неизбежно приведут к новому революционному взрыву.
Сегодня, даже пенсионеры начали борьбу. 16 февраля они организовали марш и демонстрацию в центре Кито, с требованиями достойной пенсии.
Эквадор — страна с большими революционными традициями, имеющие свои корни в борьбе против испанского колониализма. Одним из борцов за свободу был Сукре, который, плечом к плечу, боролся с Симоном Боливаром за свободу страны. Они мечтали о единой федерации Латинской Америки. Но их идеалы были преданы национальными правящими классами, которые всегда выступали шестерками империализма.
Сегодняшние революционные процессы в Венесуэле и Боливии — огромный источник вдохновения и надежд для эквадорских масс. Идея латиноамериканского единства сегодня более уместна, чем когда-либо раньше. Но предательство героической борьбы Сукре и Боливара местными олигархиями, показывает, что этого можно достичь, только в ходе социалистической революции, сокрушив власть капиталистов.
Эквадор не может изолироваться от революционной волны, пересекающей сегодня всю Латинскую Америку. Идеи революции неизбежно будет все глубже проникать в широкие массы рабочих и бедняков, что неизменно повлечет за собой новые восстания.