Движение «Забастовки за климат» пролетело волной по всему миру. За прошедший год, в ходе нескольких глобальных дней действий, миллионы молодых людей из более чем 100 стран оставляли занятия, чтобы присоединиться к протестам «Fridays for Future», требуя принятия немедленных мер против климатического кризиса. Массовые демонстрации и перекрытия дорог, парализовавшие крупные города, заставили политиков обратить на себя внимание.
[Source]
Более того, эти мобилизации наполнили новое поколение чувством уверенности, осознанием собственных сил и общих целей. Для этих протестующих идея массовых, решительных действий прямо сейчас — это норма, а не исключение. Слово «забастовка» прочно закрепилось в словаре молодежи. Урок понятен: если ты чего-то хочешь, ты должен организовываться и бороться за это.
Начавшись с еженедельных акций протеста школьницы Греты Тунберг в прошлом году, движение #YouthStrike4Climate моментально распространилось по всему миру. В каждой стране ситуация схожа: студенты и молодежь включаются в политическую деятельность, требуя «менять систему, а не климат».
Всем ясно, что нужны срочные меры. Необходимо серьёзное сокращение уровня выбросов и экологического загрязнения. Должны быть приняты масштабные меры по смягчению их последствий, такие как строительство дамб и восстановление лесов. Но капиталисты и их политические представители совершенно неспособны осуществить необходимые радикальные изменения.
Для решения глобальной проблемы нужны глобальные действия, но капиталистические правительства бессильны. Некоторые мировые лидеры объявили «климатическую чрезвычайную ситуацию», однако заявления, звучащие из уст политиков, представляющих интересы крупного бизнеса, остаются пустой фразой. В конце концов, при капитализме у них просто нет решающего голоса. Будущее человечества и нашей планеты отдается на откуп капризам пресловутой «невидимой руки рынка».
Грета Тунберг говорила о том, что ученых игнорируют, и просила правительства прислушаться к научным данным и рекомендациям. Точно так же активисты движения «Extinction Rebellion» пытались «повысить осведомлённость и убедить политиков, используя стратегию ярких акций прямого действия.
Но капиталистов и представляющих их политиков нельзя убедить ни моральными аргументами, ни фактами и цифрами. В конце концов, с чего бы нам ждать, что эта оторванная от реальности элита сделает что-нибудь, чтобы защитить Землю, если её единственная забота — увеличение прибыли за наш счёт.
Корпорации будут изворачиваться и пойдут на какие угодно ухищрения, чтобы сократить расходы, вытеснить конкурентов, захватить новые рынки и максимизировать прибыль. Капиталистическим политикам нечего предложить в ответ на это. Всё, что они могут предложить — это внести вклад в общее дело, стараясь индивидуально уменьшить свой экологический след.
Но «решения», подобные этому, имеют совершенно реакционный характер. По сути, это просто попытка «экологизировать» политику жёсткой экономии. Рабочим и бедноте сообщают, что они должны затянуть пояса, чтобы решить проблему, созданную капиталистами и их прогнившей системой.
Самое главное, что эта либеральная, индивидуалистическая мантра противоречит фактам. Одно недавнее исследование, например, показало, что на 100 крупных компаний (главным образом, крупных производителей ископаемого топлива) приходится более 70% выбросов парниковых газов. Вот кто несет реальную ответственность за изменение климата!
В свете этого факта некоторые левые политики, такие как Александрия Окасио-Кортез в США, стали еще более усиленно требовать «зелёного нового курса», призывая правительства сократить выбросы углерода путем инвестирования в поставки возобновляемой энергии и создания «зеленых» рабочих мест.
Эти расплывчатые проекты, как правило, сводятся к кейнсианским попыткам регулировать и управлять капитализмом, но капитализмом нельзя управлять. Его нельзя приручить и сделать «зеленым». Пока экономика будет основана на производстве ради получения прибыли, именно большой бизнес будет диктовать правительствам свою волю, а не наоборот.
Мы должны прямо сказать: это капитализм убивает нашу планету. Это его ненасытное стремление к прибыли в ответе за постоянное ухудшение экологических стандартов и условий жизни. Корпорации, стремясь к получению прибыли, решают, что и как должно производится. Они делают это без какого-либо централизованного планирования, наша экономика предоставлена анархии рынка.
Проблема заключается в этой погоне за прибылью, а не в экономическом росте самом по себе. Вот почему призывы некоторых групп в экологическом движении к «нулевому росту» и «негативному росту» являются реакционными. «Нулевой рост» при капитализме называется рецессией, и именно рабочий класс и беднота вынуждены платить за него. Аргумент за постоянную рецессию — это аргумент за постоянные меры жёсткой экономии.
Единственный способ создать устойчивую экономику, в которой повышение уровня жизни не противоречит защите планеты, — это построить ее на основе демократического, рационального, социалистического производственного плана.
Крупные монополии, находясь в частных руках, создают неприемлемый уровень отходов и наносят ущерб окружающей среде. Национализированные, при социалистическом планировании экономики они могли бы использовать современные экологичные технологии, сократив всего за несколько лет уровень выбросов и загрязнений, обеспечив при этом качественную еду, жилье, образование, транспорт и здравоохранение для всех.
Объединив лучшие научные умы с навыками работников промышленности под демократическим рабочем контролем, мы можем поставить все технологические возможности и ресурсы общества на службу человечеству и планете.
Во многих странах поддержка партий Зеленых выросла на фоне растущих экологических проблем и общего недоверия к традиционным партиям. Но, по сути дела, лидеры Зеленых — это просто либералы, которые не ставят под вопрос существующую систему и не признают классового разделения общества.
Из вывода о том, что капитализм — это корень проблемы, следует, что мы должны бороться за радикальные изменения на классовой основе. Необходимо связать воинственность и радикализм студенческой забастовки за климат с массовым рабочим движением, с рабочими и молодежью, борющимися за решительную социалистическую экологическую политику.
В этом отношении предстоящие международные дни действий 20 и 27 сентября потенциально могут стать большим шагом вперед для движения. Грета Тунберг верно призвала работников по всему миру присоединиться к студентам в этих глобальных забастовках. В отдельных местах профсоюзы уже поддержали этот призыв, пообещав участвовать в забастовке или протестовать вместе с молодыми активистами.
Следующим шагом для всего рабочего движения станет следование этим примерам и полновесное участие в климатических забастовках. Сила организованного рабочего класса, вооруженного социалистической программой, может смести все преграды! Как всегда говорили марксисты, ни одна лампочка не загорится, ни одно колесо не придёт в движение без ведома рабочего класса!
Только упразднив капиталистическую систему и заменив ее социализмом, мы сможем планировать использование ресурсов планеты демократическим путем. Только после социалистического преобразования общества мы сможем обеспечить удовлетворение потребностей большинства населения, не нарушая гармонии с окружающей средой, вместо того, чтобы обеспечивать рост прибылей паразитического меньшинства.
Для борьбы с изменением климата у нас есть наука и техника, но при капитализме они работают не для спасения Земли, а для её разрушения. Социализм или варварство — так стоит вопрос о будущем. Революция — вот что нам нужно.
- Максимальная мобилизация на сентябрьскую климатическую забастовку!
- Студенты и рабочие, объединяйтесь и боритесь!
- Капитализм — проблема, социализм — решение!
- Присоединяйтесь к ММТ!