Общелатвийская забастовка учителей: рост классовой борьбы в Прибалтике

Не секрет, что классовая борьба в странах Прибалтики была в застое с момента реставрации капитализма в 1991 году. Но сейчас мы начинаем наблюдать сдвиги в ситуации, когда в апреле проводится общенациональная трехдневная забастовка работников образования. Это признак грядущих событий.

[Source]

Данные ОЭСР (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики была создана в 1961 году, штаб-квартира находится в Париже. — прим. перев.) показывают, что в Латвии в период с 2000 по 2010 год на 1000 работников ежегодно приходилось ноль дней, потерянных из-за забастовок. Хотя это и связано с некоторыми оговорками, такими как, исключение государственного сектора, политических и несанкционированных забастовок, данные всё равно поразительны.

Ни экономический ущерб, причиненный распадом СССР и постепенным отъездом трети населения Латвии с 1991 года, ни шок от экономического кризиса 2008 года не привели к возрождению классовой борьбы. Это продукт национал-шовинизма, сопровождавшего распад СССР, и разделения рабочего класса политическими элитами, разжигающими пламя оголтелого сектантства против русскоязычных меньшинств в качестве русских, украинцев и белорусов.

Тем не менее, на протяжении всего предшествующего периода «старый крот» истории продолжает рыться под латышским обществом. Нынешний экономический кризис, являющийся продуктом естественного кризиса мирового капитализма, спровоцированного пандемией и войной на Украине, вызвал резонанс в стране.

Помимо стремительного роста цен на энергоносители, латвийские рабочие и молодежь также сталкиваются с чрезмерными темпами инфляции: в феврале 2023 года потребительские цены выросли на 20,3% в годовом исчислении. На арену выходит рабочее пополнение, что выводит ситуацию из тупика, который сложился после 1991 года.

Образование на линии

В сентябре 2022 года 23 000 работников образования, организованных в Латвийский союз работников образования и науки (LIZDA), организовались для забастовки. Как и во многих других странах, учителя изнывают от чрезмерной нагрузки и снижения реальной заработной платы.

Но за несколько дней до того, как эта забастовка должна была начаться, она была предотвращена соглашением между профсоюзом и правительством.

Однако сделка не достигла поставленных учителями целей. Решить нехватку кадров, а тем самым и проблему чрезмерных нагрузок, не удалось. Не был решен и вопрос о заработной плате.

Надежды на спокойное разрешение рухнули, когда в государственном бюджете на 2023 год повышение заработной платы было поставлено в зависимость от «оптимизации школьной сети» — другими словами: сокращения, реорганизация и усиление стресса и нагрузки на существующую рабочую силу. Это было ничем иным, как предательством соглашения, достигнутого осенью прошлого года.

Следовательно, 15 февраля LIZDA ответила на бюджет ультиматумом, предоставив правительству до 15 марта время для внесения поправок в бюджет в соответствии с предыдущим соглашением. Если правительство не выполнит это требование, профсоюз пригрозил провести 24 апреля марш протеста, за которым последует вселатвийская забастовка учителей.

Вопреки заявлениям министра образования и науки Анды Чакши, которая указала, что в этом году достаточно денег для повышения заработной платы, премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что повышение заработной платы потребует либо увеличения НДС, либо сокращения в других секторах, таких как оборона, пенсии или здравоохранение.

Это классическая тактика «разделяй и властвуй». Кариньш подчеркнул, что повышение заработной платы может быть достигнуто только за счет располагаемого дохода других работников и за счет других ключевых общественных услуг; или снижением защиты.

Режим в Риге является одним из самых агрессивных сторонников эскалации войны на Украине и углубления конфликта с Россией. Таким образом, любые сокращения военного бюджета считаются неприемлемыми, в то время как бремя кризиса должны взять на себя рабочие самой Латвии.

Ставя повышение заработной платы в зависимость от «оптимизации школьной сети», Кариньш демагогически напал на учителей за то, что они предпочли деньги реформам.

Кариньш хвастался тем, что выделил 124,3 миллиона евро на повышение заработной платы учителей — больше, чем в любом другом секторе Латвии с 1991 года. Но, как справедливо заметила президент LIZDA Инга Ванага, эта расплывчатая «оптимизация школьной сети» — шаг в неизвестность, и это происходит вне контроля учителей. По словам Ванаги, учителям в 23 из 110 самоуправлений Латвии вообще не будет повышения зарплаты.

Это связано с тем, что запланированное повышение заработной платы касается только самой низкой ставкой заработной платы учителей, которая повысится с 7,50 до 8,50 евро. Для самых низкооплачиваемых учителей Латвии это будет означать чуть меньше 14-процентного повышения заработной платы, что немаловажно, даже если оно не соответствует годовой инфляции. Тем более она будет наращиваться в течение трех лет, кульминацией чего станет декабрь 2025 года! Это сохранит значительное сокращение доходов в реальном выражении к тому времени, когда оно будет завершено , не говоря уже о его ограниченном охвате.

Эскалация борьбы

Неудивительно, что латвийское правительство не выполнило свою часть сделки с LIZDA. Цель состояла не в том, чтобы достичь компромисса, а в том, чтобы выиграть время для маневра и выставить учителей жадными.

Верно, что все отрасли страдают от нехватки денег, но рабочие и молодежь должны отвергнуть вывод премьер-министра о том, что мы должны поэтому «сотрудничать» в интересах спасения капиталистической системы.

У боссов есть деньги, чтобы платить за муниципальные услуги, но пока они в частных руках, они будут без дела лежать на их банковских счетах. Это богатство должно быть демократично использовано для реинвестирования в жизненно важные услуги на всеобщее благо.

Прошел месяц, а правительство не сдвинулось ни на дюйм. Следовательно, LIZDA обязалась 24 апреля провести протестный марш, за которым последуют трехдневные забастовки в конце месяца. Это шаг в правильном направлении. Но эту борьбу надо расширять и обострять. Поэтому мы приветствуем заявление Латвийской ассоциации врачей (LAB) о том, что медицинские работники поддержат бастующих учителей.

Давление на правящий класс усиливается. В недавней сводке новостей за неделю Baltic News Network говорится об усиливающемся конфликте между рабочими и правительством, который достигает «критической массы». Это не оптимистичный язык уверенного в себе правящего класса.

По мере обострения классовой борьбы в Латвии рабочее пополнение класса начнёт делать более радикальные выводы. Они поймут, что необходимые им ресурсы могут быть высвобождены только путем экспроприации промышленности и богатства. Это единственные средства для обеспечения повышения заработной платы и улучшения здравоохранения и образования на реальной основе.

Такая программа требует революционного руководства, и в отсутствие революционной рабочей партии бремя ее формирования ляжет на это свежее пополнение. Новые рабочие должны заново открыть для себя богатые революционные традиции латышского рабочего класса и показать правительству, что период «классового мира», то есть дневного грабежа правящего класса, был не чем иным, как временным затишьем в классовой борьбе.