К облегчению правящего класса, Риши Сунак был назначен новым премьер-министром Великобритании. Новый лидер тори пообещал «стабильность» на основе программы жесткой экономии. Но на самом деле страну ждут революционные волнения.
[Source]
Дом на Даунинг-стрит 10 меняет жильцов быстрее, чем комната на AirBnb: сегодня въезжает третий житель менее чем за три месяца и пятый за чуть более шести лет.
Риши Сунак официально стал новым премьер-министром страны после того, как еще не коронованный король Карл пригласил недавно коронованного лидера партии тори сформировать правительство Его Величества.
Сунак заменяет незадачливую Лиз Трасс, которая вошла в учебники истории как самый недолговечный премьер-министр Великобритании, проиграв салату айсберг соревнование на срок свежести и пригодности к употреблению.
Теперь она с позором уйдет на задний план, без сомнения, наслаждаясь подработкой пустыми лекциями на тему «как я разрушила экономику Великобритании всего за 44 дня».
Правительство богачей
Правящий класс и боссы вздохнут с облегчением. После многих лет работы с ненадежными, эгоистичными шутами, такими как Борис Джонсон и Лиз Трасс, они, наконец, получили своего человека.
«В Великобритании было достаточно «развлечений» для целого поколения, — замечает Роберт Шримсли в Financial Times, выступая от имени класса раздраженных британских капиталистов, — и теперь страна отчаянно нуждается в периоде не драматического стабильного правительства».
Даже в минувшие выходные серьезные стратеги капитала были встревожены перспективой восстановления Бориса, поскольку Джонсон утверждал, что он преодолел порог поддержки в 100 депутатов, необходимый для того, чтобы попасть в бюллетени для голосования.
Но каким-то образом за закрытыми дверями разговоры между мужчинами в серых костюмах привели к планомерной преемственности от Трасс к Сунаку, не позволяя «болванам с бешенными глазами» из числа тори иметь право голоса в отношении своего нового партийного лидера.
В результате тори заменили ярую сторонницу Тэтчер, которая снижала налоги для богатых, на мультимиллионера, печально известного тем, что он снижал налоги для себя и своей семьи. В любом случае это будет правительство богатых и для богатых.
«Plus ça change, plus c’est la même selected», как гласит французская пословица: чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними.
Миссия невыполнима
Кто знает, что в конце концов поколебало Джонсона, убедив его отступить.
Может быть, Борис, как и Пенни Мордан, на самом деле не получил достаточной поддержки среди депутатов-консерваторов? Может быть, его уговорили остаться в стороне угрозы отставки коллег-парламентариев? Может быть, ему не нравилась перспектива возглавить раздробленную партию и кризисную экономику?
Так или иначе, жребий брошен. И теперь перед Риши Сунаком стоит задача сделать невозможное: объединить и спасти глубоко расколотую партию тори, одновременно осуществляя самую непопулярную экономическую программу за последние десятилетия, чтобы восстановить финансовое доверие к Британии.
Отравленная чаша
В этом отношении, аналогично тому что мы писали о победе Трасс, новый премьер-министр унаследовал отравленную чашу. Действительно, благодаря хаотичным действиям его предшественницы беспорядок теперь на несколько порядков больше, чем когда она вступила в должность всего несколько недель назад.
Спровоцировав панику на рынках, вызвав резкое падение фунта и резкое увеличение стоимости государственных займов, она довела ситуацию до того, что в государственных финансах образовалась дыра примерно в 40 миллиардов фунтов стерлингов.
Как именно эту дыру будут залатывать будет объявлено в следующий понедельник, 31 октября. Но уже сейчас ясно, что это бюджетное заявление на Хэллоуин будет содержать множество гадостей, а не сладостей для рабочего класса.
Риши Сунак и Джереми Хант, который скорее всего останется на посту канцлера, указали, что именно благодаря «сногсшибательным» мерам жесткой экономии счета будут приведены в сбалансированное состояние.
Государственным ведомствам будет предложено найти дополнительную «экономию за счет повышения эффективности». Государственные службы, уже урезанные до костей, будут испытывать нехватку дополнительных ресурсов. И расходы будут сокращены по всем направлениям, включая инвестиции в так называемые проекты «благоустройства».
Хант уже подтвердил, что правительственный пакет энергетической поддержки будет сокращен. Претенденты на социальное обеспечение, вероятно, будут следующими на линии огня, с предположениями, что пособия будут расти только в соответствии с заработной платой, а не стоимостью жизни. И даже священные коровы, такие как пенсионный «тройной пакет», могут оказаться под ударом, учитывая требуемую степень кровопускания.
Последствия будут серьезными и смертельными. Национальная служба здравоохранения уже находится на грани краха с миллионным списком ожидания. Суды месяцами завалены делами. Ветхие школы изо всех сил пытаются удержать персонал. И работники государственного сектора массово увольняются после нескольких лет реального сокращения заработной платы, что еще больше усугубляется безудержной инфляцией и ростом счетов.
Мятежный настрой
Все это будет означать мучительную боль и страдания для миллионов людей по всей Великобритании. Не только рабочие, но даже слои среднего класса подвергаются давлению, так как процентные ставки растут, увеличивая выплаты по ипотечным кредитам для домовладельцев и подталкивая малые предприятия с долгами к банкротству.
В результате самоубийственных решений Трасс из-под партии тори теперь выбита ее прежде стабильная социальная база. Некоторые опросы показывают, что разрыв симпатий между лейбористами и тори составляет целых 39 процентов.
Столкнувшись с поражением на выборах и стремясь спасти свою шкуру, многие депутаты-консерваторы, скорее всего, восстанут против мер жесткой экономии, предложенных Сунаком и Хантом. В конце концов, в 2019 году те, кто был избран в зоне «красной стены», выиграли на основании обещания избирателям «выровнять уровень», а не на годах дальнейшего упадка и опустошения.
Большая часть партии тори — как в парламенте, так и среди членов — уже настроена против Сунака, которого они считают «предателем» и «социалистом». Для этих бешеных фанатиков вопрос стоит так: «Борис или никто». А обещания усиления финансовой дисциплины и сокращений лишь усилит мятежные настроения и разногласия внутри партии.
Классовая война
Таким образом, правящий класс не получит желаемой стабильности от премьерства Сунака. Вместо этого британский капитализм заплывает в еще более опасные воды. И наличие желаемого рулевого у румпеля мало что изменит.
Попытки восстановить экономическое равновесие послужат искрой для дальнейших политических и социальных взрывов — не только внутри консервативной партии, но прежде всего в рабочем движении.
Программа жесткой экономии Сунака увенчивает 12 лет постоянных атак на рабочие места, зарплату и условия труда; в то же время профсоюзы уже мобилизуются, а рабочий класс пробуждается и играет мускулами.
В последние месяцы наблюдается нарастающая волна промышленной борьбы, особенно в связи с железнодорожными и почтовыми забастовками RMT и CWU соответственно.
Профсоюзы государственного сектора голосуют за коллективные действия, при этом сотрудники высших учебных заведений в UCU проголосовали подавляющим большинством в поддержку забастовок из-за заработной платы и пенсий, а медсестры, учителя и государственные служащие, вероятно, последуют их примеру.
И начались скоординированные действия, с совместными акциями протеста и пикетами, прошедшими 1 октября, а также недавно прошел съезд TUC, поддержавший призывы к дальнейшим совместным забастовкам и борьбе.
Таким образом, все готово для зимы недовольства, для острой конфронтации между этим нынешним правительством тори и рабочим классом. Короче говоря, к тотальной классовой войне.
Красные тори
В этом контексте часть правящего класса рассматривает вариант всеобщих выборов, надеясь, что правительство правого лейбориста Стармера сможет прийти и сделать грязную работу, необходимую для приведения в порядок британских финансов, — за счет рабочих.
«Сэр» Кир Стармер, верный слуга истеблишмента, дал понять, что готов сыграть такую роль, обещая «ответственную» экономику, то есть послушное выполнение диктата крупного бизнеса.
Однако такое лейбористское правительство, даже обладающее подавляющим большинством, с самого первого дня было бы правительством кризиса. Выполняя приказы капиталистов, оно не может предложить рабочим и молодежи ничего, кроме политики жесткой экономии в духе консерваторов.
Это, в свою очередь, привело бы к потрясениям в рабочем движении и к дальнейшей встряске и радикализации сознания внутри рабочего класса, подготовив условия для революционных взрывов в обществе.
Горючий материал
В конечном итоге проблема не в том, кто проживает на Даунинг-стрит, а в обанкротившейся системе, которую они защищают.
Мировая экономика движется к новому мировому спаду. Британский капитализм — тонущий корабль. И даже самый опытный, надежный капитан не смог бы увести его от маячащего на горизонте айсберга.
Не будем забывать, что правящий класс когда-то считал Дэвида Кэмерона надежным представителем — до того, как он проиграл их состояния на референдуме о Brexit, преследуя свои узкие политические интересы.
Точно так же Терезу Мэй хвалили как «надежную пару рук» — до того, как она тоже рискнула, назначив досрочные выборы, потеряв при этом большинство тори.
А после того, как Борис Джонсон привел консерваторов к победе в 2019 году, основные комментаторы по всему миру наивно предсказывали, что партия тори будет беспрепятственно править в течение поколения.
Но, как мы, марксисты, и предсказывали в то время, вопреки пессимизму, преобладающему среди остальных левых, что правительство Джонсона скоро придет к краху, потому, что «в его фундамент встроен динамит».
Теперь этот горючий материал воспламеняется со взрывными последствиями.
Революционное руководство
Таким образом, Британия вступает в революционную эпоху. Идеи классовой борьбы и социализма снова на повестке дня.
Нужна массовая кампания по изгнанию всех тори и опрокидыванию гнилой капиталистической системы, которую они защищают.
Как заявил лидер RMT Мик Линч: «Нам нужно восстание!»
Назревают все условия для революции. Правящий класс расколот. Средний класс находится в состоянии брожения. Рабочий класс находится в движении, он ищет выход из тупика капитализма.
Чего не хватает, так это четвертого и самого решающего фактора: революционного руководства, которое может указать путь вперед для рабочих и молодежи.
Задача построения такого руководства ложится на нас. Нельзя терять времени.