Во вторник, 28 марта, прошел еще один день акций против прогнившего режима Макрона, который на прошлой неделе принудительно повысил пенсионный возраст во Франции. Борьба остается интенсивной, о чем свидетельствуют миллионы людей, вышедших на улицы. Но для того, чтобы рабочие и молодежь вышли победителями в борьбе с Макроном, старых обанкротившихся методов профсоюзных лидеров будет недостаточно. Наши французские товарищи из Révolution проводят анализ (опубликовано 29 марта) последней мобилизации и указывают путь вперед.
[Source]
Вчерашний день акций против пенсионной реформы был богат на уроки. Вот несколько из них:
1) Более 2 миллионов человек вышли на улицы по всей стране, мобилизация по-прежнему очень сильна, особенно учитывая, что это был 10-й день акций, организованных с 19 января. Для сравнения, CGT заявила о таком же количестве демонстрантов во время 10-го дня акций очень мощного социального движения осенью 2010 года.
Этот мощный заряд гнева и боевитости пугают правящий класс. На основе гораздо более боевой стратегии и лозунгов лидеры профсоюзного движения могли бы полностью мобилизовать эти резервы и нанести правительству крупное поражение, если не свергнуть его. Вместо этого «межсиндикалистская» коалиция профсоюзов просто призывает к проведению 11-го дня акций 6 апреля, через девять дней после 10-го.
Эта стратегия явно контрпродуктивна. Какой сигнал посылается рабочим, которые в настоящее время участвуют в возобновляемых забастовках? Они должны оставаться на улице до 6 апреля? В пресс-релизе Интерсиндикала нет ни слова о возобновляемых забастовках. Он просто поддерживает «забастовки, которые продолжаются с января». Однако только углубление и расширение забастовок возобновляемых источников энергии может заставить правительство отступить.
Дело в том, что лидеры Интерсиндикале напуганы не меньше, чем правящий класс. В их пресс-релизе вчера вечером выражается сожаление по поводу «напряженной ситуации в стране, которая нас очень беспокоит», как будто усиление классовой борьбы может сделать что-то иное, кроме как «повысить напряженность». В том же пресс-релизе выражается тревога по поводу «риска социального взрыва». И пока правительство занимается жестоким полицейским подавлением демонстраций и забастовочных пикетов, Интерсиндикал вежливо просит его «гарантировать безопасность и уважение права на забастовки и демонстрации». Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
2) Молодежь вчера очень активно участвовала в демонстрациях. Использование статьи 49.3 [принуждение к проведению пенсионной реформы без голосования в Национальном собрании] явно стимулировало мобилизацию студентов университетов и средних школ, которые до этого были относительно пассивны. Это логично: молодежь справедливо воспринимает 49.3 как оскорбление самых элементарных демократических принципов. Она мобилизуется не только против пенсионной реформы, но и против жестокого, авторитарного и реакционного режима. Она борется за радикальную трансформацию общества.
Эта мобилизация молодежи подтверждает то, что мы объясняли с самого начала движения: если бы профсоюзные лидеры расширили цель борьбы, если бы они призвали народ к мобилизации против правительства в целом и за программу отказа от всех политик жесткой экономии, они бы поощрили вступление в борьбу новых слоев молодежи и рабочих.
Эту точку зрения разделяют широкие слои движения. Например, вчера на межфакультетском общем собрании в Тулузе активисты Révolution защищали следующее предложение, которое было принято голосованием 800 присутствующих студентов и рабочих:
«Межфакультетская генеральная ассамблея Тулузы присоединяется к рабочим в нынешней борьбе против пенсионной реформы. Использование 49.3 ознаменовало поворотный момент в ходе этой борьбы. Теперь, в сознании все большего числа молодых людей и рабочих, борьба против реформы сочетается с борьбой против правительства Макрона и всей его политики. Чтобы способствовать успеху этого движения, лидеры Интерсиндикала не должны больше довольствоваться требованием только отмены реформы. Они должны вооружиться наступательной программой, защищающей интересы рабочих и молодежи. Это будет способствовать развитию движения возобновляемых забастовок, которое одно может гарантировать нашу победу.»
3) Мы говорили это много раз: буржуазия напугана мощью этого движения. Но она не менее решительно настроена навязать эту контрреформу (и многие другие), потому что на карту поставлена конкурентоспособность французского капитализма, то есть то, чем крупная буржуазия дорожит больше всего на свете: ее прибыль.
Поэтому в последние дни участились маневры — как со стороны правительства, так и со стороны лидеров межпрофсоюзного союза — в попытке заткнуть социальный вулкан. Это принимает форму очень плохого водевиля. Макрон предложил лидерам интерсиндикала встретиться и поговорить о чем угодно, кроме пенсионной реформы. Со своей стороны, лидеры интерсиндикалов предложили назначить «посредника» между ними и правительством для обсуждения пенсионной реформы. На что правительство ответило, что им не нужен «посредник», чтобы говорить друг с другом о чем-либо (кроме пенсионной реформы). В то же время Интерсиндикал объявил, что собирается снова написать Макрону. А премьер-министр Элизабет Борн, со своей стороны, написала лидерам Интерсидикале, чтобы предложить им интервью. Лоран Берже (глава более консервативной профсоюзной конфедерации CFDT) заявил, что собирается поехать туда, чтобы поговорить с премьер-министром — о том, о чем она не хочет слышать.
Все это направлено на демобилизацию трудящихся и возобновление так называемого «социального диалога» — то есть «переговоров» о контрреформах со стороны профсоюзных лидеров. Молодежь и рабочие не могут ожидать ничего хорошего от этих дискуссий между правительством и профсоюзными лидерами, которые не будут делать ничего, кроме как искать компромисс. Они должны полагаться только на свои собственные силы и низовую демократическую организацию борьбы.
4) Тупик, в который на протяжении многих лет зашла стратегия национального руководства профсоюзов, начал находить эффектное и чрезвычайно значимое выражение в день открытия Национального конгресса профсоюзной конфедерации CGT. «Отчет о деятельности» [баланс деятельности профсоюза] уходящего руководства был отклонен 50,3 процентами делегатов. Это огромная, беспрецедентная неудача для генерального секретаря Филиппа Мартинеса и уходящего руководства в целом. Внутренняя поляризация в CGT официально перешла новый порог.
Конгресс CGT продлится до пятницы. Это землетрясение, несомненно, будет иметь сильные афтершоки. Révolution вновь заявляет о своей поддержке левой фракции CGT (Unité CGT) и ее кандидата на пост генерального секретаря Оливье Матеу.
Мы еще вернемся к этому конгрессу CGT, который знаменует собой переломный момент в эволюции этой конфедерации. В заключение приведем выдержку из декларации Unité CGT от 19 марта, которая контрастирует с крайней умеренностью лидеров межсоюзного объединения:
«Мы находимся на переломном этапе. Потянув за веревку слишком сильно, они [Макрон и его правительство] разорвали ее. Поэтому давайте говорить открыто: сейчас речь идет не только об отказе от нового пенсионного возраста в 64 года. Речь идет о возвращении к 60 годам выхода на пенсию. О SMIC [межпрофессиональная минимальная заработная плата] в размере 2 000 евро. О ренационализации/экспроприации автомобильных дорог, промышленности и собственности народа, которая была разграблена. Речь идет об отмене декретов о безработице, о прекращении субсидий для предприятий, это ответ на все наши социальные нужды. Речь идет о смене режима. Этот социальный порядок продержался слишком долго».
Мы абсолютно согласны!