15 февраля Госдума России проголосовала за предложение немедленного дипломатического признания ДНР и ЛНР. Большинство Совбеза сегодня уже высказалось за признание. Следом за ними это сделал президент. Наконец, в ночь с 21-го на 22-е февраля началась прямая военная интервенция войск РФ на эти территории.
[Source]
Инициаторы этой процедуры апеллируют к тому, что дипломатическое признание республик является ответом на военную угрозу со стороны Украины и блока НАТО, в котором нет единства как в отношении к путинскому режиму, так и в отношении происходящего конфликта. Правда, в этой же аргументации вскрывается лицемерная суть поведения российской политической элиты, которая до сих пор упорно утверждала, что она якобы «не участвует во внутриукраинском конфликте». Всем, у кого не зашиты глаза, было и раньше очевидно, что в зоне конфликта на востоке Украины имело место российское вмешательство. Теперь же оно перешло в открытое вторжение. В равной степени лицемерны заявления лидеров стран НАТО и их медийной обслуги, которые делают вид, что им есть дело до «прав человека», «территориального единства» и «свободы Украины от вмешательства».
Лицемерие – черта, присущая всем основным сторонам конфликта. Все – правительства России, США, стран ЕС и Украины, – всячески обосновывают свои действия заботой об интересах людей и их правах. На практике все они заинтересованы в этих людях как в дешевой рабочей силе, а в территории Донбасса – как в объекте для разграбления и рынке сбыта. Возвышенные фразы всех буржуазных правительств — лишь прикрытие циничной политики, всюду направленной против интересов трудящегося большинства и его прав.
В рамках этой пропагандистской войны коммунистов и левых с разных сторон пытаются поймать в ловушку ложного выбора между разными империалистическими силами международного или регионального масштаба; между разными кликами капиталистов; между разными этношовинистическими позициями. Как интернационалисты, мы утверждаем, что не позволим обмануть себя, превратив в добровольную обслугу капитала и его глашатаев, независимо от того, где они находятся — в Москве, Брюсселе, Вашингтоне или в Киеве. Мы говорим от лица лишь одних интересов — общих интересов рабочего класса всех наций.
Однако, несмотря на эту общность, стратегия и задачи коммунистов в разных странах различается в конкретных моментах. Рабочие и коммунисты на местах должны исходить не из «геополитики», не из рассуждений о том, кто начал первый. Сейчас наша задача — остановить возможную войну и позволить сформироваться антивоенному движению рабочего класса в России, Украине и республиках. Единственный способ это сделать — действовать, исходя из стратегии «главный враг в своей стране». У каждой из сторон разный враг. Мы не должны дать запутать себя, перекладывая вину на «внешнего агрессора», и не можем солидаризироваться с правительствами своих стран любой форме.
Самоопределение Донбасса
Прежде, чем обсуждать будущее мирное урегулирование, необходимо указать главное: народ Донбасса имеет право на самоопределение. И это самоопределение должно быть его свободным демократическим выбором. Любые указания на то, что судьбу Донбасса должны решить «все украинцы», правительство Украины или, тем более, США и Россия — это предательство демократического принципа права на самоопределения, как его ни драпировать.
Отрицающие право Донбасса на самоопределение говорят, что это «не народ», доказывают, что это часть «украинского» или «русского» народа (в зависимости от националистических склонностей самих критиков), доходят до отрицания за жителями Донбасса способности к самостоятельному выбору в принципе. Всё это не выдерживает критики, сводясь на деле к позорному шовинизму и отказу четырём миллионам людей в демократических правах.
Однако, во-первых, отстаивание права на самоопределение не означает автоматической поддержки любого сепаратизма. Мы безусловно признаём право на самоопределение ДНР и ЛНР и признаем демократическое решение их народа, каким бы оно ни было Но мы считаем возможным и правильным говорить о наиболее прогрессивных формах этого самоопределения и разрешения национального вопроса в регионе, исходя из интересов социализма, и призывать именно к ним. Мы считаем, что выбор в рамках самоопределения должен исходить из перспективы будущего сотрудничества и товарищества между трудящимися Киева, Донецка и Москвы, единства между шахтёром и программистом, врачом и учителем, каждым, кто созидает. Именно поэтому выбор должен быть свободным и осознанным.
Во-вторых, мы отказываемся считать самоопределением голосование под дулами винтовок империалистов и их сателлитов. Подлинный демократический выбор возможен только в условиях политической демократии и свободы оппозиции. Но в данный момент власти республик деградировали до управляемых Россией коррумпированных клиентел, а оппозиция преследуется. Поэтому организованному нынешними властями ДНР и ЛНР в таких условиях «демократическому выбору» в виде референдума или иной формы голосования не может быть доверия со стороны трудящегося народа. Самоопределение ДНР и ЛНР — это дело будущего демократического и рабочего движения, которые, решая судьбу Донбасса, неизбежно будут действовать вопреки существующей власти в республиках.
Позиция и намерения буржуазных правительств
Война наносит Украине огромный ущерб и, казалось бы, её правительство должно быть наиболее заинтересовано в мирном разрешении конфликта. Однако политические силы, пришедшие к власти после Майдана, являются одним из главных препятствий этому.
Во-первых, руководство Украины и само играет в этнонационалистов, и пестует их, фактически легализуя ультраправые политические организации под крылом органов власти. Вслед за правительством Порошенко, вопреки предвыборным обещаниям, правительство Зеленского использует националистическую риторику и проводит соответствующую политику, выступая против языковых свобод для русскоязычных и продолжая прославление нацистских коллаборантов. Такая политика исключает какой-либо мирный консенсус с населением ДНР и ЛНР и их добровольную реинтеграцию.
Во-вторых, на протяжении восьми лет вялотекущая война была источником коррупционного обогащения для украинских олигархов и клептократов.
Потому находящейся у власти в Украине реакционной клике, вопреки интересам народа Украины, выгодна вялотекущая война, а не подлинно демократическое мирное урегулирование.
Американский империализм тем более не заинтересован в мирном урегулировании конфликта, используя его для давления на Россию. Для этого он на протяжении восьми лет поддерживает так называемую «партию войны»: самые реакционные и милитаристские силы в украинской политике, вплоть до неонацистов.
Позиция же правительства России особо лицемерна. Вплоть до сегодняшнего дня, вопреки официальным заявлениям о невмешательстве во внутренние дела Украины и самостоятельности ДНР и ЛНР, на деле российский империализм держал эти республики за горло. После признания ЛНР и ДНР о невмешательстве говорить не приходится.
Россия использует республики для давления на правительство Украины и как объект торга с США и ЕС. Российскому империализму нужны в республиках подконтрольные режимы и политики, которые в случае реинтеграции с Украиной будут инструментами влияния России в украинской политике. Более того, притворно вещая о защите людей от «фашистской хунты», российский капитал использует жителей Донбасса как полубесправную и сверхдешевую рабочую силу, в том числе на угольных шахтах Кузбасса внутри РФ. Аналогичное можно наблюдать в отношении рабочей силы из основной части Украины со стороны крупнейших капиталистических центров ЕС.
Кроме того, российское правительство использует данный конфликт для националистического одурманивания российского общества, запугивая его угрозами внешней агрессии, подступления к границам НАТО и т.д. Это позволяет отвлечь народ России от классового расслоения, неравенства и несправедливости в стране, перенаправив гнев и страх на «внешнего врага».
Наконец, не выдерживает критики и утверждение российской власти, будто всю агрессию в конфликте проявляет только Украина. Российский режим не только постоянно поддерживал напряженность, но и был неоднократно уличен в лжи и провокациях. Особенно это проявилось в ходе текущей эскалации, подкрепленной масштабной кампанией информационных провокаций, начатую российским режимом для создания удобного оправдания своих действий. Заранее записанные «видеодоказательства» обстрелов республик, обращения глав ЛДНР, сделанные за несколько дней до начала эвакуации гражданского населения — всё это лишний раз показывает абсурдность утверждений о нежелании Кремля эскалировать нынешний конфликт, а также попыток изобразить его как «меньшее зло».
Потому мирное демократическое урегулирование не в интересах российского капитала, которому выгодна как минимум постоянная напряженность в Донбассе. И потому отстаивание левыми рабочими организациями принципиально антивоенной позиции в России прогрессивно для роста самосознания и самоорганизации рабочего класса.
Наконец, правительства ЛНР и ДНР в данный момент являются оторванными от народа клиентелами России и местной олигархии. Бесконечная война является источником их особого положения, и потому они не заинтересованы в подлинно демократическом решении вопроса. Россия не просто поддерживает, но контролирует правительства ЛНР и ДНР. Без ее поддержки текущая власть в республиках не удержались бы. При поддержке российского империализма преследуется оппозиция, все независимые рабочие инициативы беспощадно подавляются, и даже полевые командиры, проявившие хоть какую-то степень независимости, были уничтожены при участии российских спецслужб.
Итого, спустя восемь лет можно утверждать, что в подлинно демократическом мирном урегулировании конфликта не заинтересованы ни правительство Украины, ни российские власти, ни США, ни даже правительства ДНР и ЛНР.
Реинтеграция или независимость?
Если исходить из интересов будущего интернационального социалистического человечества и роста сил рабочего движения, то, как правило, предпочтительным вариантом разрешения национального конфликта будет тот, который приведет к разрешению национальных противоречий, восстановлению производительных сил и не создаст новых затяжных национальных конфликтов.
И если подходить к конфликту на Донбассе лишь с этой стороны, то одним из вариантов его разрешения могла бы быть мирная демократическая реинтеграция республик в состав Украины с сохранением языковых и прочих свобод и той степенью автономии, которую запросит народ ДНР и ЛНР.
Однако, речь идет именно о мирной демократической реинтеграции, а не о силовом присоединении. Любой вариант насильственной реинтеграции приведет лишь к углублению национальных противоречий и нанесет рабочему движению глубокую рану. И демократическая реинтеграция в нынешнюю Украину невозможна, пока у власти там находится действующие правительство и «партия войны».
Альтернативой реинтеграции является подлинная независимость ДНР и ЛНР. Однако без смены режима в России независимость республик будет фикцией, потому что на деле разоренные войной ЛНР и ДНР останутся придатками России и источником дешевой рабочей силы для неё. Более того, если Украина останется недружественной, то республики будут по-прежнему зависеть от военной поддержки со стороны России.
В данный момент независимость ДНР и ЛНР не только признана Россией, но и подкреплена вводом войск. Но в сложившихся обстоятельствах официальное признание республик со стороны России означает лишь более официальное существование режимов ЛНР и ДНР как российских клиентел. Это не имеет ничего общего ни с подлинной независимостью ни, тем более, с самоопределением ДНР и ЛНР.
Таким образом, реальная независимость ДНР и ЛНР возможна только как результат демократического выбора их народов при поддержке демократического рабочего и антивоенного движения в Украине и России.
В независимости от оценок возможных вариантов будущего разрешения кризиса, Марксистская Тенденция прежде всего принципиально стоит за поддержку права на самоопределение. Окончательное решение о будущем Донбасса должен принять сам народ Донбасса в ходе реализации своего права на самоопределение через мирное демократическое волеизъявление. Принуждение к реинтеграции не может стать основой для товарищества и сотрудничества. А условием самого самоопределения является поддержка демократического движения Украины и России.
Необходимо также указать самую фундаментальную правду: в конечном счете полного решения проблемы языковых, этнических и социальных конфликтов не может быть вне движения к социализму. Реставрация капитализма и распад СССР создали условия, в которых разные буржуазные клики государств постсоветского пространства систематически будут натравливать представителей рабочего класса разных этнических и языковых групп друг на друга. Всё ради того, чтобы отвлечь рабочих по разные стороны границ и линий военного разграничения от того факта, что у них есть один общий враг – капитал.
Навязанные капиталистами этноязыковая грызня и взаимная вражда между трудящимися служат лишь разделению рабочего класса. В то время как на самом деле условия, в которых находятся трудящиеся Украины, России, ДНР и ЛНР, означают, что у них гораздо больше общего друг с другом, чем когда-либо могло быть с их правителями и боссами. Уже один этот факт означает, что есть альтернатива. Обязанность коммунистов – бороться в спорах и на практике за единое независимое движение трудящихся разных наций, способное двинуться на борьбу за подлинный выход из кровавого тупика, в котором мы находимся. За свободную социалистическую федерацию рабочих государств на пространстве не только бывшего Советского Союза, но и всего мира! Это означает, что не нужно просто ждать, пока что-то произойдет или завершит события. Напротив, требуется, чтобы все подлинные марксисты в России, Украине и на Донбассе работали над созданием силы, которая могла бы раскрыть потенциальную мощь организованного рабочего класса на всем постсоветском пространстве — над строительством революционной коммунистической партии.
Единое демократическое движение трудящихся — единственный реальный выход
Основное условие для преодоления нынешней трагической ситуации на Донбассе — выстраивание единого демократического движения трудящихся по все стороны границы, свободного от давления любых империалистических блоков. Это предельно сложная задача, но она же — единственная подлинно реалистичная для всех, кто действительно стремится положить конец кошмару варварства войны, уничтожающей условия жизни рабочего класса по обе стороны военной линии соприкосновения. Также необходимо понимать, что без сильного независимого рабочего движения, стоящего на социалистической интернационалистской политической программе всякая свобода для трудящихся по обе стороны будет лишь фикцией при любом сценарии.
Формирование как минимум широкого демократического движения, а в идеале крепкого рабочего движения в республиках — это условие того, чтобы стало вообще возможным самоопределение самих республик, равно как и подлинная свобода трудящихся Украины и России, поскольку авторитарные клептократические клики, правительства республик выражают лишь свои интересы. Если это будущее демократическое движение примет решение обособиться от Украины, такое решение следует принять. Ключевой вопрос в том, чтобы трудящиеся могли осуществить его без внешнего и классово чуждого давления.
Задача левых в Украине, России, ЛНР и ДНР состоит в формировании крепкого единого рабочего и демократического движения с задачей продвижения свободы трудящегося народа определять свое будущее, которое может обрести форму как независимости республики, так и мирной реинтеграции ЛНР и ДНР с соблюдением языковых и прочих свобод в составе Украины в зависимости от политической воли трудящегося большинства. Такое движение по необходимости должно формироваться как единое в Украине и республиках. Принципиальным условием для становления этого движения является прекращение огня, демилитаризация и взаимный отвод от линии соприкосновения российских и украинских войск. Мы не должны позволить правительствам перекладывать ответственность за происходящее друг на друга.
Действительное же достижение независимости и свободы самоопределения на территории нынешних ДНР и ЛНР возможно только через взятие власти рабочим классом в свои руки, подкрепленное «силой винтовки». Текущая политика властей обособленных республик и, следовательно, России направлена принципиально против этого. Против этого направлено и официальное признание и военная интервенция России.
Единственный подлинный выход — это независимая борьба организованного рабочего класса за социализм!
Наша позиция ясна:
Против военной интервенции России!
Против войны и втягивания рабочего класса Украины и России во взаимную резню!
За подлинную свободу самоопределения трудящихся!
За сильное и независимое рабочее и демократическое движение!
За социалистическую федерацию трудящихся народов всех стран!