2 февраля президент Украины ввел санкции в отношении трех самых популярных новостных телеканалов страны. Принудительное закрытие СМИ не является чем-то новым для Украины с тех пор, как в 2014 году Евромайдан привел к власти правое правительство. Однако недавние события представляют собой наиболее вопиющий шаг по преследованию оппозиционных СМИ в истории Украины.
Независимость Украины положила конец контролю над СМИ со стороны сталинистского режима, но принесла с собой новые, невиданные ранее беды. Вся медиасфера попала под влияние различных кланов восходящей олигархии. В 90-е годы ряд журналистов и разоблачителей, сообщавших о массовом разграблении государственного имущества со стороны этих кланов, получали угрозы в свой адрес, некоторых из них убивали. Независимые средства массовой информации встречались относительно редко, большинству из них приходилось полагаться на финансирование со стороны отдельных олигархов, государственных или западных агентств. Все это имело влияние на выражаемую ими политическую линию.
На события Евромайдана 2013-2014 годов имело значительное влияние политическая ориентация украинских СМИ, в особенности финансируемого Западом онлайн-канала «Громадське». Выступающие против Януковича (принадлежавшие Порошенко и Коломойскому), а также ранее поддерживавшие его СМИ (Ахметов, Фирташ) объединились против президента, способствов сначала его изоляции, а затем и бегству. В последующие недели на офисы публичный СМИ совершали нападения крайне правые силы. Штаб-квартира Коммунистической партии Украины (КПУ) в Киеве, где издавалась общенациональная газета, была сожжена «Правым сектором», одним из крайне правых военизированных движений, возникших в то время.
Гражданская война на Донбассе, захват Крыма Россией и избрание Порошенко открыли эпоху провоенных патриотических СМИ. Были запрещены каналы, принадлежащие России, а также две самые популярные социальные сети — «Вконтакте» и «Одноклассники». Кроме того, оппозиционные СМИ, такие как газета «Вести», подверглись нападкам со стороны крайне правых. Был арестован ряд журналистов, выступавших против войны, таких как Руслан Коцаба. В 2015 году Олесь Бузина был убит перед своим домом ультраправыми бандитами после того, как его личная информация была опубликована на спонсируемом правительством веб-сайте «Миротворец». Отчет Международной федерации журналистов показал, что количество убийств и нападений на журналистов в период с 2014 по 2015 год резко увеличилось. Несмотря на это, вашингтонский аналитический центр Freedom House в сентябре 2015 года повысил рейтинг как интернета, так и прессы в Украине до «частично свободного».
Оптимизм по поводу Зеленского
В конце концов, патриотическая истерия сменилась недоверием к правительству Порошенко и связанным с ним СМИ, в особенности когда уровень жизни украинцев упал, а состояние Порошенко выросло. Усилились оппозиционные СМИ, в основном за счет ресурсов оппозиционных олигархов, а также некоторых независимых онлайн-источников. Популярность их также выросла. Убедительная победа Зеленского на выборах в 2019 году внушила надежду многим украинцам. Несмотря на его поддержку со стороны клана олигарха Игоря Коломойского, его харизма и меньший упор на национализм по сравнению с Порошенко привели к тому, что его стали рассматривать как «объединяющую» альтернативу последнему.
После избрания Зеленского действительно наступило некоторое облегчение, но ситуация быстро изменилась, поскольку новый президент продемонстрировал верность прежнему курсу жесткой экономии, начатому при Порошенко. Как мы уже писали в 2019 году, политическая программа Зеленского в полной мере соответствовала его стремлению угодить своим империалистическим покровителям. Украина взяла еще больше кредитов МВФ, продолжила политику приватизации, в частности, изменив закон о собственности на землю для облегчения иностранных покупок. Ситуация еще больше усугубилась из-за кризиса, связанного с пандемией коронавируса, когда система здравоохранения (в последние годы подвергавшаяся все большей приватизации) испытывала трудности с обеспечением медицинских работников средствами базовой защиты. Правительство США оказало давление на президента, чтобы тот отказался от покупки вакцины Covid-19 российского производства, заставляя украинцев ждать версии вакцины, произведенной в США. Различные члены партии Зеленского «Слуга народа», включенные в состав национальных и местных органов власти, показали свою некомпетентность и коррумпированность, что привело к неудаче этой партии на осенних местных выборах.
Облава на СМИ
Популярность Зеленского упала до уровня Порошенко. Декабрьский опрос показал, что всего лишь 32% респондентов довольны работой Зеленского, тогда как 65% респондентов ей недовольны, а 60% поддерживают идею отставки правительства. Сентябрьский опрос показал, что рейтинг его поддержки составляет 32%. Это объясняет, почему человек, которого некоторые ранее восхваляли как своего рода либертарианца, начал облаву на 3 самых популярных оппозиционных новостных канала: «ZIK», «NewsOne» и «112-Украина». О неудачах правительства и бедствиях простых украинцев рассказывалось в их трансляциях. 2 февраля указом президента они были сняты с эфира и сейчас доступны только в онлайн-версии. Кроме того, другой оппозиционный канал, НАШ, подвергся нападкам со стороны неонацистов из группы C14, которым явно придала уверенности данная инициатива правительства.
Обоснование Зеленского заключалось в том, что направлена она была против пропаганды страны-агрессора России, где, в частности упоминалось, что одной ее задач было «поставить под сомнение компетентность правительства». Неудивительно, что в число «пропагандистских каналов» вошли самые популярные новостные каналы страны (см. таблицу). По мнению Зеленского, «правда и европейские ценности» не должны касаться сообщений о продолжающейся распродаже Украины в иностранных интересам и ее кредитное закабаление со стороны МВФ.
Как и в случае с отставкой Януковича, только Виктор Медведчук выделяется как олигарх, а тот факт, что все остальные украинские СМИ принадлежат другим олигархам, как-то забывается, хотя многие из них связаны с Медведчуком. Олигархи, вступая в конфликты, понимают, что призыв к войне против олигархии в целом может обернуться и против них. Похоже, что также позабыли о свободе слова и западные СМИ, большинство из которых с пониманием писали о шаге Зеленского, тогда как Вашингтон полностью поддержал его.
Итоги
Однако столь наглая акция по подавлению СМИ не осталась незамеченной, Международная и Европейская федерации журналистов осудили этот шаг, равно как и украинские профсоюзы работников СМИ. Некоторые депутаты от партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», связанные с закрытыми телеканалами, запустили процедуру импичмента Зеленскому. В числе наиболее заметных членов правительства, высказавшихся против запрета был спикер парламента Дмитрий Разумков
Успех Зеленского на выборах в 2019 году явился результатом антипорошенковских настроений в обществе. Но нынешний президент все больше и больше проявляет сходство с предыдущим во внутренней и внешней политике и даже в агрессивном национализме. Многих удивил такой поворот против его предполагаемой массовой базы в преимущественно русскоязычной центральной и южной Украины. Избиратели надеялись на некоторые позитивные изменений от его президентства, в частности повышения уровня жизни и разрешения вопроса гражданской войны, опустошающей государственный бюджет. Будучи агентом кланов украинских олигархов и сторонником капиталистического пути для Украины, Зеленский не мог не продолжить линию Порошенко. Украина, являясь относительно слабой в экономическом отношении страной, также вынуждает его все больше идти на поводу американского (в первую очередь) империализма, зависимость от которого усиливается все больше и больше.
Зеленский не может удовлетворить свою массовую базу улучшением качества жизни украинских трудящихся, поэтому он все в большей мере ориентируется на ту часть населения, для которой экономические проблемы вторичны по сравнению с символическими вопросами националистического характера. Это объясняет, почему правительство судя по всему начало координироваться с нацистскими головорезами из таких организаций, как C14 и связанный с Азовом Национальным корпус — они могут задешево выполнять пожелания правительства, когда оно не хочет связывать себя с подобными действиями. Конечно, в долгосрочной перспективе для Зеленского это представляет опасность, так как он никогда не сможет быть идеальным кандидатом для националистов. Потери в отношении тех, кто его избрал, всегда будут больше, чем националистическая поддержка, которую он сможет получить.
Данный шаг со стороны Зеленского — отчетливое движение в сторону бонапартизма. Имея за собой большинство в парламенте он имеет большие, чем Порошенко, возможности на этом пути. «Оппозиционная платформа — За жизнь» может и дальше увеличивать собственную поддержку от сложившейся ситуации, но опросы показывают, что они еще далеки от того, чтобы обойти правящую партию. Все больше оппозиционных СМИ вытесняется из эфира в интернет. Одновременно украинская общественность начинает все больше обращать внимания на эти альтернативные источники, поскольку те не оставляют без внимания волнующие их трудности.
С одной стороны, государственные репрессии сделают левый активизм более опасным и создадут более благоприятные условия для крайне правых в их нападках. С другой стороны, находится украинский народ, претерпевший как со стороны правительства, так и тех, кто представляет оппозицию. Больше людей будет искать альтернатив им обоим. Некоторые из них поворачиваются к крайне правым, но есть и множество тех, кому противны и эти банды головорезов. Сейчас левые возможно не смогут встать в полный рост, но смогут использовать этот момент для соединения с растущими рядами разочарованных рабочих и молодежи.
Марксисты не имеют в своем распоряжении олигархов или иностранных грантов, но несут с собой альтернативу тому аду, в котором пребывают простые украинцы — социализм. Вступайте в ММТ и присоединяйтесь к борьбе за социалистическое будущее Украины!