Эскалация напряженности в районе Донбасса породила призрак открытого конфликта, который снова погрузит людей с обеих сторон в кошмар кровопролития. Хотя войска уже отошли от границы, почему произошла эта паника? И кому выгодны продолжающиеся раздоры в регионе?
С момента подписания в 2015 году протоколов о прекращении огня по Минску-2, гражданская война на Донбассе превратилась в открытую войну. Однако это не означало прекращения конфликта. Люди, живущие рядом с линиями боевых действий, часто подвергаются артобстрелам, не говоря уже о том, что они живут в очень милитаризованных районах. Помимо этой новой нормы для людей в регионе конфликта, каждый год украинские и западные СМИ сообщают о «повторной эскалации конфликта» и «угрозе наступления российской угрозы».
Подобные страшилки случались и с российской стороной. Такой период паникеров можно выявлять каждый год с 2016 по 2019. Однако, последняя эскалация пошла еще дальше, с мобилизацией войск из России, а также с Украины, а теперь и с кораблями НАТО. Впоследствии Россия объявила об отводе войск от границы, но повышенная напряженность может сохраняться еще какое-то время.
Проблемы дома
Прошедший год стал периодом наибольшего обострения классовой борьбы в пост-советских странах за последнее десятилетие. Протестное движение, спровоцированное арестом оппозиционера Навального, привело массы протестующих на улицы России. Также это получило отражение. В Украине за последний год по всей стране произошла серия забастовок и протестных движений против увеличения платы за проезд. Обе эти ситуации начали пугать соответствующие правящие классы, и привели к усилению репрессивных мер. Например, президент Украины Владимир Зеленский решил запретить оппозиционные СМИ.
Одна из тысяч протестов цен на коммунальные услуги, недавно прошедших в Украине, известная как «Против тарифного геноцида»
Сходство этих ситуаций не случайно и не результат заговора против народов Восточной Европы. Они являются результатом капиталистического кризиса, разрушившего хрупкую постсоветскую экономику. Соответствующие правящие классы с обеих сторон не имеют другого выхода из кризиса, кроме усиления патриотизма с одной стороны и жестких репрессий против любых намеков на инакомыслие. В то же время эти буржуазные выскочки покупают и строят роскошные особняки и яхты дома заграницей, что резко контрастирует с падением уровня жизни среднего украинского или российского рабочего.
С начала гражданской войны на Донбассе Москва и Киев опирались на патриотизм и поддержку армии, чтобы отодвинуть классовую борьбу, несмотря на ухудшение экономических условий. Когда патриотические чувства утихли, классовая борьба возобновилась, что привело к тому, что Москва и Киев усилили перспективу военного конфликта.
Война ужасна: ужасно выгодна
Спекуляция на войне присуща капитализму со всех сторон. Современные армии зависят не только от поставок оружия, но и от всевозможных материально-технических средств, связанных с питанием, жильем, заправкой и одеждой солдат и личного состава. Компании-партнеры Порошенко и Коломойского активно участвовали в снабжении вооруженных сил, и о многих других контрактах и деловых интересах, вероятно, не сообщается.
В последний период наблюдается тенденция к открытию поставок военного оборудования на международный рынок, вместо того, чтобы полагаться на отечественную промышленность Украины. Неслучайно бюджет национальной безопасности и обороны был увеличен до рекордных 5,45 процента ВВП в 2020 году, а к концу года его доля возрастет еще больше.
Несмотря на крупную военную промышленность по сравнению с ее экономикой в целом, украинская армия импортирует военную технику с начала гражданской войны в 2014 году. В настоящее время импорт составляет 10 процентов ежегодных военных поставок исключительно из стран НАТО, особенно из США. Учитывая слабость украинской экономики, особенно в условиях последнего кризиса, им часто предоставляли оборудование вместе с ссудами, необходимыми для их покупки. Таким образом, украинская экономика и правительство становятся еще более зависимыми от иностранных империалистических интересов.
В августе прошлого года Украина взяла 10-летний кредит в размере 1,6 миллиарда долларов на покупку нескольких британских военно-морских катеров класса Barzan: высокая цена за минимальное улучшение ее черноморского флота. Буквально в этом месяце Зеленский и президент Турции Эрдоган договорились о покупке турецких беспилотных самолетов за 69 миллионов долларов.
Хотя США остаются основными силами, влияющими на Киев, в последнее время мы стали свидетелями вторжения более мелких игроков, таких как Турция и Великобритания. Эрдоган основывает свою поддержку на пантюркизме. Это включает в себя получение определенной поддержки среди крымскотатарских националистов, которые в настоящее время также являются союзниками Киева. Хотя маловероятно, что Эрдоган захочет открытого конфликта с Россией, он оказывает сопротивление Москве. Мы должны отметить роль, которую поддержка Россией президента Сирии Асада сыграла в подавлении амбиций Турции в Сирии. Недавний конфликт в Нагорном Карабахе поставил их на противоположные стороны еще одной опосредованной войны, при этом поддержка Азербайджана со стороны Турции вынудила вмешаться Россию. И, как и в случае с другими второстепенными странами НАТО, Турция довольна тем, что воспользовалась отчаянием Украины, чтобы продать некоторую военную технику.
В том же духе возникла и Великобритания: премьер-министр Борис Джонсон претендует на восстановление некоторого ослабленного империалистического престижа Великобритании, используя Украину для финансирования отечественной оружейной промышленности. 18 апреля было объявлено, что в Черное море отправляется группа кораблей Королевского флота.
Наконец, нельзя упускать из виду интересы российской военной промышленности, поскольку они уступают США 20% рынка. Окружение некоторых украинских солдат-новичков в 2014 году стало благом для их имиджа после того, как они решили серьезно поддержать мятежников Донбасса.
Но вопрос продажи оружия для Москвы вторичен, особенно с учетом того, что на экономику влияют западные санкции. Этот конфликт очень близок к дому, и престиж режима Путина во многом зависит от его способности продемонстрировать силу против Украины и НАТО. В то же время Путин пытается свести дальнейшие санкции к минимуму, поскольку страны НАТО в Западной Европе являются основными направлениями российского экспорта, такого как газ.
Ситуация на Донбассе
Повторная эскалация, хотя и не привела к открытому конфликту, напоминает о худших днях 2014 года для жителей Донбасса, особенно для тех, кто находится ближе всего к границе. Бункерные учения 2014-2015 годов снова во многих городах. Обстрел приграничных районов продолжался даже до того, как недавняя эскалация привела к участившимся обстрелам. Трудно точно сказать, какие сообщения об обстреле являются подлинными, поскольку обе стороны пытаются заявить о своей политической жертве. Тем не менее очевидно, что есть жертвы по обе стороны границы: несколько человек погибают каждые несколько дней. Сообщения о неизбирательных обстрелах, вероятно, верны, учитывая задокументированное отношение ультраправых элементов украинской армии к сепаратистскому населению.
Сам Донбасс управляется тем, что можно охарактеризовать как военная хунта, зависящая от помощи России. Несколько лет назад были убиты представители оппозиции как с левой, так и с русской националистической стороны, даже «промежуточный» (умеренный) премьер-министр ДНР Александр Захарченко.
Некоторые фабрики и шахты были вновь открыты после конфликта, но разорванные экономические связи с Украиной не могут быть перенаправлены через Россию, учитывая капиталистический кризис, когда правительство уже субсидирует собственное производство, чтобы противодействовать низкому спросу. Хотя цены на основные товары остаются ниже по сравнению с ситуацией за границей, безработица растет, и многие из тех, кто может работать, сейчас живут в России или, реже, на Украине.
Настроения, приведшие к отделению Донбасса, были разными, но у многих была иллюзия, что отделение от Украины и присоединение к РФ принесет лучшие экономические перспективы. Сейчас это не так, поскольку Москва, вместо того, чтобы признать или интегрировать Донбасс, довольствовалась тем, что использовала людей в качестве разменной монеты против Украины и НАТО. Отчаявшиеся эмигранты с Донбасса также являются источником относительно дешевой рабочей силы для российских капиталистов. Россия, не в состоянии подавить волнения у себя дома, не в состоянии восстановить Донбасс и не заинтересована в выделении достаточных ресурсов для стабилизации жизни тамошних граждан. Для предотвращения гуманитарной катастрофы направляется достаточная помощь, но не более того.
В связи с открытым конфликтом возникает вопрос о возможной реинтеграции регионов Донбасса в состав Украины. Недавний опрос выявил настроения проживающих здесь людей. В то время как предыдущие опросы показывали сепаратистские настроения по обе стороны линии, контрольные линии Киева сейчас в значительной степени поддерживают реинтеграцию Донбасса в Украину, в то время как отколовшаяся сторона решительно выступает либо за оформление независимых республик, либо за интеграцию в Россию. Эту тенденцию можно частично объяснить бегством склонных к сепаратистам беженцев из контролируемых Киевом территорий в Россию, но также и ощущением, что Москва предала сепаратистское движение.
Опасения среди населения сепаратистских районов оправдываются возможными репрессиями со стороны вооруженных украинских ультраправых. Многие помнят подобные инциденты с первых дней гражданской войны. Если чему-то и научились за 30 лет после распада СССР, так это тому, что олигархи подвергают рабочих (будь то украинские, русские или другие) бездонным страданиям, чтобы увеличить их собственное богатство и привилегии, а также приспосабливаться к ним. Требованиям МВФ и империализма.
Вспомните здесь покойного лидера левых повстанцев на Донбассе Алексея Мозгового, который хотел превратить гражданскую войну в восстание с обеих сторон против их собственных олигархов, в частности, зарегистрировавшись для участия в выборах в Украине перед его убийством. Этот дух общей солидарности рабочих - единственный путь, по которому рабочие бывшего СССР могут спастись от своих страданий.
Возобновится ли открытая война?
Только сейчас эскалация начала утихать, когда российские войска отходят от границы. Возобновление открытого конфликта кажется маловероятным. Результатом дальнейшей борьбы за рабочих Донбасса, Украины и России - будь то живущие в зоне конфликта, призванные в армию или охваченные национализмом - будет не что иное, как более резкое снижение уровня жизни для них самих и их соседей. Есть основания подозревать, что для правящего класса Украины и России эта демонстрация силы одновременно означает попытку добиться уступок с другой стороны и одновременно запугать их внутреннюю классовую борьбу до подчинения. Возобновление открытой войны маловероятно, но кризисные времена всегда более непредсказуемы.
Марксисты на все стороны должны недвусмысленно выступить против всех сторонников войны и разоблачить их гнилую наживу на этом конфликте. На Украине это распространяется от олигархии до всех оголтелых националистов, пришедших на службу в правительство за последние пять лет. Единственный способ свергнуть олигархию - это классовая солидарность по всем линиям разделения. Хотя тех, кто обращается с этим призывом, немного, наша перспектива - единственный путь вперед, и наше число растет.