Предполагалось, что так называемая «революция на Майдане» была за демократию, западные ценности и против коррупции и олигархии. Реальным же ее результатом стало правление одной группы олигархов, сменившей другую группу олигархов, а сейчас победители дерутся между собой за награбленное.
Борьба за власть резко обострилась на этой неделе, когда Игорь Коломойский, губернатор Днепропетровской области, олигарх-миллиардер, послал свои частные вооруженные отряды захватить штаб-квартиры двух интересующих его государственных компаний. Столкновение закончилось тем, что президент Порошенко (такой же олигарх) заставил Коломойского уйти с поста губернатора 25 марта.
После этого сразу же последовал, показанный по телеканалам, арест двух высокопоставленных чиновников, обвиняемых в коррупции. Арест произошел прямо на заседании Кабинета министров. Эти события западные СМИ изображали, как проявление стремления Порошенко выступить против олигархии и искоренить коррупцию. Тем не менее, это далеко не так.
Игорь Коломойский – один из главных украинских олигархов, обогатившихся за счет разграбления государственной собственности после распада Советского Союза. Коломойский в свое время усовершенствовал практику использования вооруженных бандитов для захвата интересующих его компаний. Журнал Форбс следующим образом описывает одну из таких экспроприаций: «Во время прямого налета на Кременчугский сталелитейный завод в 2006-м сотни нанятых хулиганов, вооруженных бейсбольными битами, железными прутьями, газовыми пистолетами, пистолетами с резиновыми пулями и цепями, силой захватили завод».
По данным Форбс, Коломойский владеет 1,3 млрд. долл, хотя, скорее всего, его состояние гораздо больше. Его сфера бизнеса: энергетика, авиация, медиа и банки. Посредством контроля над группой «Приват», его бизнес-интересы распространяются на банковскую сферу, промышленность, добычу полезных ископаемых и т.д. Он стал одним из главных бенефециаров реструктуризации власти олигархов, происходившей в результате свержения Януковича в прошлом году. Новые власти Украины после своей победы на Майдане назначили Коломойского губернатором промышленного региона – Днепропетровской области.
Некоторые западные издания хвалят его за то, что он не дал движению Антимайдана распространиться в Днепропетровске. Однако о чем они обычно умалчивают, так это о том, что для подавления политической оппозиции он использовал те же методы, что и в отношении к бизнес-конкурентам.
Он вооружил, спонсировал и организовывал ультраправых головорезов из Правого Сектора, футбольных ультрас (из его команды «Днипро» и других ФК) – он создал из них вооруженные отряды, терроризировавшие каждого, кто выступал против его правления. Его влияние распространяется на «Азов», «Донбасс», «Днепр-1» и прочие батальоны ультраправых головорезов. Сейчас они уже формально включены в состав Национальной Гвардии, однако Коломойский по-прежнему отчасти контролирует их.
Сразу же после бойни в Одессе 2 мая, когда десятки протестующих из движения Антимайдан были убиты толпой фашистствующих линчевателей, поджегших Дом Профсоюзов, его ближайший союзник и партнер по бизнесу олигарх Игорь Палица был назначен губернатором Одесской области.
Непосредственной причиной нынешнего конфликта стала попытка правительства вернуть контроль над двумя нефтегазовыми компаниями – хотя государство и обладало большинством их акций, но де-факто их контролировал Коломойский. Это компании Укрнафта (крупнейшая нефтегазовая компания Украины), 42 процентами акций которой владеет Коломойский и ее дочерняя газотранспортная компания Укртранснафта.
Контроль над этими двумя компаниями (которые годами не выплачивали дивиденды государственной компании Нафтогаз!) делал Коломойского крупным игроком на нефтегазовом рынке. Его компания Burisma Holdings, которая в прошлом году ввела сына вице-президента США Джо Байдена в совет директоров, является теперь крупнейшей частной газовой компанией Украины.
В ответ Коломойский послал сотни вооруженных людей в штаб-квартиры обеих компаний. Напряженное противостояние длилось несколько дней, и Коломойский угрожал привезти 2000 вооруженных бойцов в столицу, чтобы навязать там свою волю. Он даже начал заигрывать с идеей «федерализации» в Одессе и Днепропетровске. Одновременно он стал двигать свои пешки в парламенте, включая депутатов президентского «Блока Порошенко». Он также удобно расставил своих пешек в разных парламентских группах.
Киевское правительство ответило, спустив на Коломойского главу СБУ Наливайченко, который обвинил двух заместителей Коломойского в Днепропетровске – Корбана и Олийныка – в причастности к преступной деятельности, в том числе к контрабанде и убийству государственных служащих. Эти обвинения, скорее всего, обоснованы, однако возникает вопрос: почему эти подозрения были выдвинуты только сейчас?
Геннадий Корбан в ответ заявил: «Сегодня воры сидят в Киеве, и пора этим ворам убираться». И, конечно же, он тоже прав! «Воры дерутся с ворами за награбленное» - именно эта фраза наиболее адекватно передает то, чем занимается сейчас класс капиталистов Украины.
С устранением Коломойского с поста губернатора, битва олигархов решилась в пользу Порошенко. Однако, конечно, это не имеет ничего общего с «прозрачностью» или «законностью», о которой говорит Порошенко. Новоназначенным гендиректором Укртранснафты стал недавно присоединившийся к парламентской коалиции депутат Игорь Еремеев – олигарх, интересы которого распространяются на нефтегазовый сектор, и конкурент Коломойского.
Новоназначенный губернатор Днепропетровской области Валентин Резниченко является бывшим партнером по бизнесу олигарха и медиа-магната Бориса Ложкина, который ныне является главой президентской администрации Порошенко. И, конечно же, в прошлом Ложкин, Резниченко и Порошенко были бизнес-партнерами.
И если вам вдруг все это дело кажется сложной системой, где переплетаются бизнес, криминал и конкуренция, перетекающие в сферу политики благодаря контролю над депутатами и депутатскими группами, то вам кажется это потому что… так оно на самом деле и есть.
Естественно, что одним из факторов во всей этой войне между олигархическими кланами является необходимость создать для западных «партнеров» (то есть, хозяев) видимость борьбы с коррупцией и незаконным бизнесом. И гражданка США Наталья Яресько тоже была назначена на пост министра финансов, вероятно, для того, чтобы убедить западных капиталистов в том, что украинское правительство заставляет бизнесменов страны действовать «чистыми методами».
То, что арест высокопоставленных чиновников транслировался в прямом эфире (главу МЧС и его заместителя заковали в наручники прямо на заседании Кабмина), это просто обычная показуха, которая должна успокоить МВФ и ЕС и заставить их выделить деньги многострадальной украинской экономике.
Коррупция процветает на всех уровнях украинского правительства, в том числе (и в особенности) она связана с весьма прибыльным бизнесом на так называемой «анти-террористической операции» на Донбассе.
Власть олигархов продолжается (несмотря на все обещания и иллюзии, навеянные майданной «революцией»). К ней добавилась гиперинфляция, закрытие заводов, непрекращающаяся война на востоке, угроза коллапса всей экономики и жестокие меры экономии, навязанные МВФ – все эти факторы испытывают терпение населения Украины. На днях на демонстрации протеста вышли шахтеры, требуя выплатить им задолженности по зарплате. На ряде заводов и предприятий происходили множественные вспышки гнева.
Пытаясь напугать кредиторов Украины, чтобы те пошли на уступки, министр финансов Наталья Яресько грозила им: «Если, не дай бог, произойдет следующая революция, то она уже будет совсем не такой». Возможно, она не так уж и далека от истины.