Жестокие полицейские репрессии, столкнувшись с решимостью сотен тысяч людей преодолеть все препятствия на пути голосования, не смогли остановить проведение референдума о независимости Каталонии. Вчера мы стали свидетелями, с одной стороны, истинного лица испанского режима, созданного во время так называемого переходного периода на исходе режима Франко, а с другой — массовой мобилизации и самоорганизации каталонского народа в попытке воспользоваться своим правом на самоопределение.
Испанское государство объявило референдум о независимости Каталонии (организованный решением Парламента Каталонии 1 октября) неконституционным, и попыталось предотвратить его проведение любой ценой. На протяжении предшествующих недель испанское государство выдвигало официальные обвинения против чиновников Каталонии, конфисковало бюллетени и избирательные урны, задерживало расклейщиков агитационных плакатов и изымало банки с клеем и кисти, угрожало десяткам тысяч людей судебным преследованием за «преступление» участия в референдуме, и действительно инициировало преследование десятков тысяч людей, пытавшихся блокировать обыски каталонских правительственных зданий, обвинив их в подстрекательстве к мятежу.
Комитеты Защиты референдума
Усиление репрессивных мер привело к стремительному росту и распространению Комитетов Защиты референдума (CDR) в районах и городах по всей Каталонии. Их основной целью стало обеспечение открытия избирательных участков и проведения референдума.
Полиции (каталонской Моссос д’Эскуадра, Испанской национальной полиции, и военизированной Гражданской гвардии Испании) было поручено опечатать и блокировать все здания, которые предполагалось использовать в качестве избирательных участков, а также конфисковать избирательные урны в случае, если референдум будет начат.
Начиная с вечера пятницы десятки тысяч людей (учителя, родители, учащиеся, соседи) оккупировали школы и учебные заведения, организуя в них культурные и спортивные мероприятия, чтобы держать эти здания открытыми всё время до начала работы избирательных участков утром воскресенья.
К пяти утра десятки тысяч людей потянулись к избирательным участкам, чтобы присоединиться к тем, кто провел там выходные. К шести утра не меньше 200 тыс. человек по всей Каталонии вышли на защиту избирательных участков, сформировав огромные очереди под покровом ночи.
Пожарные Барселоны на массовом собрании приняли решение встать на защиту избирательных участков; из их рядов вызвалось 400 добровольцев. К ним присоединились 20 пожарных из Страны Басков вместе с депутатом от левой баскской партии Билду, которые прибыли в Барселону, чтобы оказать поддержку каталонцам.
В небольшом городке Риудаура мэр распорядился снять двери с местной школы, чтобы не позволить полиции ее опечатать.
Каталонская крестьянская ассамблея также заявила о своем намерении использовать тракторы и другую сельскохозяйственную технику, чтобы блокировать избирательные участки и не дать полиции до них добраться. В городе Алькаррас, в провинции Льейда, они так и поступили.
Около шести утра силы каталонской полиции Моссос д’Эскуадра прибыли на некоторые избирательные участки. Как правило, они лишь спрашивали, кто на участке главный (обычный ответ был «мы все»), и, столкнувшись с десятками и сотнями людей, ограничивались лишь служебными пометками и уходили. Общий настрой был ликующим. В большинстве крупных городов все избирательные участки оставались открыты, и обошлось без инцидентов.
К девяти утра на избирательных участках собралось, по всей видимости, не меньше полумиллиона человек (по подсчетам радиостанции RAC1), и на большинство из участков уже были доставлены урны и бюллетени. Это была еще одна значительная победа для страны, в которой в течение нескольких недель 10 тыс. полицейских (завезенных извне) пытались сорвать референдум и изъять избирательные урны.
Однако к этому моменту силы Испанской национальной полиции и Гражданской гвардии начали прибывать к нескольким избирательным участкам с четкими распоряжениями закрыть их и конфисковать урны, невзирая на то, что сотни людей уже выстроились в очереди внутри и снаружи участков. Они жестоко применяли силу, атаковали мужчин, женщин и детей, не щадя и стариков.
В средней школе Pau Claris в Барселоне полицейские без особых колебаний спускали людей с лестницы и пинали их.
В районе Барселонета в Барселоне полиция атаковала десятки людей возле избирательного участка.
Насильственное полицейское вмешательство происходило не только на отдельных участках в крупных городах, но и во многих небольших городках и деревнях по всей Каталонии. Поведение полиции напоминало вторжение оккупационных сил — как, например, в небольшом местечке Сан-Искле с населением 1200 чел. в районе Маресме, где они с грубым применением силы врывались в участки и изымали урны.
Более 800 раненых
К концу дня более 800 человек были ранены, включая мужчину, пораженного выстрелом резиновой пули (которые запрещены законом в Каталонии) и пожилого мужчину, испытавшего сердечный приступ после столкновения с полицией.
Народ пытался оказывать мирное сопротивление, поднимая руки или садясь на землю — в некоторых случаях успешно, к примеру, у школы Ностра Льяр в городе Сабадель, где удалось оттолкнуть полицию.
В Сан-Карлос-де-ла-Рапита, в районе дельты Эбро, жестокий полицейский натиск оставил 45 пострадавших и раненых.
Гражданская гвардия также была изгнана из Монт-роч-дель-Камп в Таррагоне разгневанной толпой местных жителей.
В этот день также имели место несколько стычек и потасовок между каталонской автономной полицией Моссос д’Эскуадра (более симпатизирующей народу) с одной стороны, и испанскими полицейскими силами и гражданскими гвардейцами — с другой.
Даже защищавшие избирательные участки пожарные были атакованы полицией в Барселоне.
Тем временем по улицам Барселоны свободно разгуливали фашистские демонстранты, избивая всех, кого они принимали за сторонников независимости. Полиция, конечно, была занята проламыванием черепов и изъятием избирательных урн.
Однако полиции удалось блокировать только часть избирательных участков; подавляющее большинство оставались открытыми весь день, с очень длинными очередями избирателей, желающих воспользоваться своими демократическими правами и изъявить свою волю.
Многие оставались дежурить на участках долгое время после официального закрытия в восемь вечера чтобы защитить урны и обеспечить безопасный подсчет голосов. Некоторые находились там с самого вечера пятницы, другие были из тех, что прибыли в пять утра в тот же день.
Более 90% — «Да»
К исходу дня десятки тысяч людей собрались на Пласа-де-Каталунья на официальное оглашение результатов. Всего было посчитано 2 626 424 голосов (за исключением изъятых полицией бюллетеней), из которых 2 020 144 (90,09%) были за независимость, и 176 565 (7,87%) против. К этому стоит добавить, что полиции удалось закрыть 400 участков, которые суммарно охватывали 770 тыс. зарегистрированных избирателей. Явка составила примерно 42%, но этот показатель возрастает почти до 50%, если вычесть закрытые участки и изъятые бюллетени. В условиях жестких полицейских репрессий и саботажа (включая вмешательство в работу системы электронного голосования), этот результат является ни чем иным, как твердым мандатом в пользу Каталонской республики.
Для сравнения, на каталонских выборах 2015 г. в общей сложности 1 957 348 человек проголосовали за партии, выступающие за независимость.
Каталонское правительство уже заявило, что внесет эти результаты в Парламент Каталонии в течение 48 часов, чтобы обсудить провозглашение независимости. Но в условиях прямого противодействия испанского государства провозглашение независимой Каталонской республики может увенчаться успехом только при успешной массовой мобилизации каталонского народа, которая продолжила бы подвижки последних нескольких дней.
Уже сегодня, в понедельник 2 октября, ожидаются остановки работы в полдень и массовые собрания у городских ратуш в знак протеста против репрессий. Ряд небольших профсоюзов (CGT, COS; IAC, USTEC) призвали к проведению всеобщей забастовки 3 октября. Теперь Круглый стол демократических организаций (который включает в себя два крупнейших профсоюза CCOO и UGT, а также Федерацию организаций квартиросъемщиков и другие культурные и гражданские организации) присоединился к призывам, выступив за «экономическую остановку [работы]».
Подготовка всеобщей забастовки
Выступающая за независимость антикапиталистическая партия CUP; также призвала к всеобщей забастовке. Партийная представительница и каталонский депутат Анна Габриэль заявила. Комитеты защиты референдума не должны быть распущены; их следует сохранить и использовать для организации всеобщей забастовки 3-го числа, они могут стать зародышами народной власти.
Это верный путь вперед. Комитеты защиты должны преобразиться в стачечные комитеты и продолжать организационную работу по мобилизации в пользу Каталонской республики. Нужно наладить связи между ними на местном, районном и национальном уровнях. Необходимо немедленно созвать чрезвычайную национальную ассамблею представителей Комитетов защиты для демократической дискуссии о дальнейшей борьбе. Мы не можем доверять каталонскому правительству PDeCAT — оно не пойдет до конца. Его стратегия включает призыв к вмешательству и посредничеству европейских держав. Народ Каталонии может надеяться только на свои собственные силы, а не на капиталистический Евросоюз, который уже сокрушил народ Греции, когда тот попытался выступить против Меморандума. За последние несколько дней мы стали свидетелями лишь небольшой части той силы, которой обладает рабочий класс — в решительных действиях докеров, пожарных, водителей автобусов и прочих. При должной организации всеобщая забастовка 3 октября способна парализовать Каталонию. Чтобы этого добиться, необходимо увязать идею Каталонской республики с антикапиталистической и антикоррупционной программой и с борьбой против мер жесткой экономии и урезания бюджета — именно то, на что PDeCAT не могут и не хотят пойти.
Трудящиеся Каталонии также имеют союзника в лице рабочего класса всей остальной Испании. Десятки тысяч уже выходили на улицы в Стране Басков в субботу и воскресенье. В Мадриде тысячи людей вновь наполнили Пуэрта-дель-Соль в знак солидарности с народом Каталонии, равно как и в ряде других городов Испании прошли акции солидарности. Руководства Подемос и Объединенных левых уже призвали к отставке испанского премьер-министра Рахоя. Этот шаг стоит приветствовать, но этого недостаточно. Они должны немедленно выступить с призывом к организации массовых демонстраций во всех провинциальных столицах и к забастовкам солидарности 3-го числа. Нужно рассматривать борьбу за Каталонскую республику — серьезнейший вызов режиму 1978 года — как возможность свергнуть режим во всей Испании. В действительности правительство Рахоя очень слабо, поражено коррупционными скандалами, и полагается на поддержку баскских буржуазных националистов для достижения парламентского большинства. Оно падет, стоит только приложить достаточно силы.
В ближайшие дни мы увидим лихорадочные маневры различных кругов испанской, каталонской и европейской буржуазии, которые попытаются каким-то образом договориться, чтобы найти выход из этого кризиса. Они в ужасе от того движения, которое они породили. Чтобы противостоять этим маневрам, трудящиеся Каталонии должны продолжить наступление. Завтрашняя всеобщая забастовка — лишь первый шаг.