Испанское правительство установило 10 утра понедельника 16 октября последним сроком для того, чтобы правительство Каталонии уточнило факт (не)объявления независимости. Эта повестка, отправленная на прошлой неделе, была частью правовых условий применения 155 статьи конституции, предусматривающей приостановку каталонской автономии. Каталонский президент вновь дал неопределенный ответ.
Во вторник 10 октября каталонский президент Пучдемон в очень неясной форме провозгласил Каталонскую республику, а затем сразу заморозил действие декларации. На следующий день испанское правительство отправило ему письменную «requiremento» (повестку). В ней Рахой выставил Пучдемону два срока:
- к понедельнику 16 октября, к 10 утра, каталонское правительство обязано в недвусмысленных выражениях уведомить, провозгласило ли оно независимость, и являлось ли его заявление парламенту Каталонии декларацией независимости, вне зависимости от того, в силе оно или нет. Ответ должен быть «да» или «нет». Любой другой ответ будет интерпретирован как «да» (!);
- затем, в случае утвердительного ответа, согласно 155 статьи конституции, каталонское правительство будет проинструктировано отменить действие этой декларации, прекратить любые действия, направленные на провозглашение независимости, и полностью восстановить испанскую законность к 10 утра 19 октября.
Этот ультиматум очевидно был предназначен в качестве угрозы применения 155 статьи, предусматривающей вмешательство государства в каталонскую автономию.
Решение президента Каталонии спустить дело на тормозах и призвать к переговорам было принято под колоссальным давлением со стороны каталонских капиталистов, Евросоюза и значительной части руководства собственной партии Пучдемона PDeCAT.
Однако его решение подверглось жесткой критике наиболее радикального левого крыла движения. CUP потребовала немедленного провозглашения независимости и угрожала выходом из парламента Каталонии. Если бы они привели эту угрозу в действие, они бы оставили Пучдемона без парламентского большинства. Даже в его собственной партии PDeCAT были слышны голоса, недовольные «стратегией» Пучдемона. Это решение уже вызвало раскол в Каталонской национальной ассамблее (ANC): секретариат организации требует скорейшего провозглашения независимости, в то время как ее секретарь сохраняет более примиренческую позицию по отношению к Пучдемону.
За последние дни в рядах движения за независимость растет настойчивое требование укрепления организации рядовых членов, введения большей подотчетности руководства, и признания необходимости больше опираться на организованные народные массы и испытывать меньше иллюзий в отношении Евросоюза, международных посредников и т.д. Также растет недовольство давлением, оказываемым бывшим каталонским президентом Артуром Масом (который был смещен в результате давления со стороны CUP), каталонской буржуазией и пр.
CUP и Endavant-OSAN выступили заявлениями в том же духе. Мар Ампурданес, представительница молодежной организации Arran, связанной с CUP, написала резкую статью под заголовком Больше уличной мобилизации, больше Комитетов по защите Республики, в которой призывала к укреплению и развитию Комитетов, к выработке ими собственной политической линии на мобилизацию народа вне официальных институтов.
В то же время судебный и репрессивный натиск испанского государства продолжается в полную силу. Сегодня лидеры ANC и Omnium (Джорди Санчез и Джорди Куишар), а также майор Mossos — полиции Каталонии — Йосеп Траперо, были вызваны в Национальную аудиенцию (которая рассматривает преступления против государства) в Мадриде для очередного раунда допросов по делу о «подстрекательстве к бунту», связанному с событиями 20 сентября (когда десятки тысяч людей попытались остановить аресты чиновников правительства Каталонии и обыски каталонских правительственных зданий Гражданской гвардией), которые ознаменовали начало массового гражданского неповиновения. Они могут быть заключены под стражу в ожидании суда или получить вымогательские условия залога.
В числе вариантов действий, рассматриваемых правительством Рахоя в сценарии применения 155 статьи конституции (при полной поддержке PSOE, которой обещали создание «парламентской комиссии по конституционной реформе», обреченной закончиться ничем), можно выделить смещение правительства Каталонии с последующей заменой либо технократическим правительством, либо прямым управлением министра испанского правительства, либо неизбранным многопартийным правительством. Это правительство управляло бы Каталонией в течение шести месяцев, вслед за чем были бы назначены выборы. Подготовка выборов в Каталонии была бы отмечена объявлением одной или нескольких партий, выступающих за независимость, вне закона. Требование объявления вне закона партий, «содержащих в своей программе пункты о создании Каталонской республики», было озвучено не только махровыми испанскими националистами из партии Ciudadanos («Граждане»), но и лидером каталонского отделения Народной партии Альбиолем.
В действительности, сегодня Пучдемон был очень ограничен в вариантах ответа на испанский ультиматум: либо полностью предать движение и закончить свою политическую карьеру предателем, либо отстаивать свою позицию и быть отправленным в отставку (и, возможно, в тюрьму) испанским государством. В первом случае не исключено, что движение пойдет дальше него и откажется принимать это решение, открывая дорогу борьбе за Каталонскую республику под более левым руководством. В случае последнего, государственные репрессии будут встречены ожесточенным противостоянием и могут зажечь даже более радикальное массовое движение, включая проведение еще одной общенациональной остановки работы, волну забастовок и дальнейший рост Комитетов по защите Республики.
По этим причинам он вновь попытался спустить дело на тормозах чтобы выиграть время и возложить вину за репрессии на испанское правительство. В своем ответном письме на повестку Рахоя он обсуждает референдум 1 октября и тот факт, что более двух миллионов каталонцев доверили [каталонскому] парламенту мандат на провозглашение независимости, но не объясняет, что же именно парламент Каталонии сделал с этим мандатом. Он добавляет, что приоритет моего правительства — интенсивный поиск диалога. Письмо заканчивается двумя призывами к Рахою: покончить с репрессиями против народа и правительства Каталонии и в кратчайшие сроки назначить встречу, на которой мы могли бы обсудить возможность заключения базовых соглашений. Важно отметить, что собственно декларации о провозглашении Каталонской республики (которая была подписана депутатами — сторонниками независимости после формальной сессии каталонского парламента) нет в числе документов, прикрепленных к письму.
Как и следовало ожидать, на это письмо премьер-министр Испании Рахой незамедлительно ответил очередным письмом, в котором он сожалеет, что Вы решили не отвечать на повестку от 11 октября и напоминает Пучдемону, что у того еще есть время подчиниться до истечения второго срока. Написанное в очень резком тоне письмо сообщает, что институты Европейского союза встали в этом вопросе на сторону Мадрида. Заканчивается письмо очередной угрозой: начать новый период нормальности и институциональной лояльности, чего все требуют от Вас, еще в Ваших силах. В противном случае только на Вас будет лежать ответственность за применение Конституции. Выражаясь простым языком, это значит «подчинитесь, или будете разгромлены». Едва ли так будет выражаться сторона, готовая пойти на переговоры!
В этом уравнении три ключевых элемента:
- готовность испанского государства предотвратить воплощение права на самоопределение (поскольку это подорвало бы основы режима 1978 года);
- непоследовательность буржуазных и мелкобуржуазных политиков, стоящих во главе правительства Каталонии, в решительном преследовании цели обретения независимой Республики (хоть массовое движение и государственные репрессии подтолкнули их намного дальше, чем они сами изначально рассчитывали);
- вторжение на сцену масс, которое может перевести кризис в другую плоскость.
Последний фактор — решающий. Выход масс на арену истории 20 сентября и в предшествующие дни было важным фактором, бросившим вызов государственным репрессиям. Вторжение масс 1 октября, оккупация избирательных участков и защита их от полиции, обеспечили само проведение референдума. Вторжение масс 3 октября, во время общекаталонской забастовки, стало решающим фактором, подтолкнувшим буржуазных и мелкобуржуазных политиков к какому-никакому провозглашению независимости. Но как только давление масс ослабло, возобладало давление буржуазного Евросоюза и каталонских капиталистов и банкиров, что и привело к половинчатой декларации 10 октября.
Есть только один путь вперед — массовое движение должно организоваться независимо от каталонского правительства и выработать собственную повестку. Важным первым шагом в этом направлении стало национальное собрание Комитетов по защите Республики — низовых районных органов, созданных в последние недели и во многих случаях сыгравших ключевую роль в защите избирательных пунктов во время референдума 1 октября. В субботу [14 октября] более двухсот представителей от 91 Комитета встретились в Сабаделе для обсуждения дальнейших шагов в случае применения 155 статьи. Собрание опубликовало краткое заявление, в котором объявлялось, что Комитеты договорились о координации и призвали к массовой мобилизации для противостояния дальнейшим репрессиям со стороны испанского государства (в том числе применению 155 статьи или арестам вызванных в Национальную аудиенцию).
Как мы уже подчеркивали, по нашему мнению, создание Каталонской республики в контексте испанского режима 1978 года является революционной задачей, которую слабые и колеблющиеся буржуазные политики PDeCAT (не имеющие даже поддержки каталонский буржуазии) выполнить не в силах. Только в случае увязки борьбы за Каталонскую республику с борьбой против капиталистической политики жесткой экономии можно достичь мобилизации сил, необходимой для завоевания независимости. Товарищи из CUP — антикапиталистического крыла движения — должны сделать этот вопрос ключевым пунктом своей агитации и терпеливо бороться за завоевание большинства движения на сторону этой повестки. Каталонская республика с ясной программой пересмотра и отмены урезаний бюджета и мер жесткой экономии, воплощенных за последнее десятилетие руками как Народной партии, так и PDeCAT, могла бы стать крайне привлекательной целью для испаноязычных слоев рабочего класса Каталонии, еще находящихся не на стороне движения за независимость, а также вызвать симпатии и у испанских рабочих по всей Испании.
Как муниципальные выборы 2015 года, так и итоги испанских парламентских выборов 2015 и 2016 годов в Каталонии демонстрируют, что в Каталонии и всех ее крупных городах большинство отвергает капиталистические меры жесткой экономии и готово поддержать решительную программу по их сворачиванию. Успешная борьба за Каталонскую республику может протекать только в этом направлении. Растущий сегмент рядовых членов движения за независимость начинает извлекать важные уроки из опыта последних недель. Один из них — что «спасти народ может только народ», что массовая мобилизация трудящихся — единственная сила, способная противостоять государственным репрессиям. Другой — что не может быть оказано никакого доверия «международным посредникам» и буржуазному Евросоюзу, что народу Каталонии не стоит от них ждать помощи в воплощении своего права на самоопределение. Наконец — растет недоверие руководству PDeCAT, в первую очередь наиболее правым из них и тем, кто ближе всего к каталонской буржуазии. Это положительное развитие ситуации, которое необходимо развивать и углублять и далее.