22 октября 450 тыс. человек в Барселоне (по подсчетам местной полиции) и десятки тысяч в других городах и поселениях Каталонии вышли на улицы, требуя освободить двух Джорди1, задержанных по обвинению в подстрекательстве к мятежу без возможности освобождения под залог, и остановить применение 155 статьи конституции — которое станет фактически государственным переворотом — объявленное испанским премьер-министром Рахоем этим же утром.
В конце заседания кабинета министров Рахой подробно описал меры, которые его правительство намерено предпринять и вынести на голосование в Сенат на следующей неделе (вероятно в четверг или пятницу).
Эти меры являются ничем иным, как государственным переворотом против демократии в Каталонии. Рахой намерен распустить каталонский парламент (на срок шесть месяцев или меньше, если ситуация «вновь нормализуется»), отправить в отставку президента Каталонии, вице-президента и всех каталонских министров, перевести каталонское правительство в режим прямого управления из Мадрида, ограничить полномочия парламента Каталонии до проведения выборов (парламент потеряет право избирать президента, выносить вотум недоверия администрации, и каждый принятый им закон должен будет получить одобрение испанского Сената, который тем самым обретет абсолютное право вето).
Помимо этих общих мер, испанское правительство получит особые полномочия, в частности контроль над полицией, финансами и телекоммуникациями Каталонии, а также над каталонскими государственными СМИ (в интересах «непредвзятости»).
Эти скандальные шаги дадут партии, имеющей лишь 8,5% поддержки в Каталонии, полный контроль над местным правительством.
Видные политики от Народной партии заявляли, что в предстоящих каталонских выборах партии, выступающие за независимость, не будут допущены до выборов на этой платформе. Не можешь одержать победу на выборах — избавься от оппонентов!
Предложенные меры были заранее согласованы с PSOE и партией Ciudadanos и, разумеется, их поддерживает король. Эти шаги не просто предпринимаются правительством Народной партии, а являются защитной реакцией всего режима 1978 года как такового.
Прокуратура вынесла предупреждение президенту Каталонии, заявив, что если он провозгласит независимость, ему будет предъявлено обвинение в восстании, наказуемое 30 годами лишения свободы, и что ему грозит заключение под стражу в ожидании суда. Та же участь ожидает членов каталонского правительства и парламента, если они примут участие в провозглашении независимости.
Каталонские правящие партии PDeCAT и ERC, а также CUP, CSQP и Comuns справедливо осудили эти шаги как государственный переворот против демократии. Ряд видных представителей PSC (каталонского крыла PSOE) подписали письмо, осуждающее эти шаги, а мэр Санта-Колома-де-Граменет — член партии PSC — в результате вышел из Федерального комитета PSOE.
Жесткость предлагаемых мер также усложнила отношения в союзе мэра Барселоны Ады Колау с PSC в городском совете. Баскская буржуазно-националистическая партия PNV, поддерживающая правительство Народной партии в парламенте, тоже выступила против предложенного применения 155 статьи.
Сегодняшняя демонстрация была очень внушительной по своим масштабам. Поезда на Барселону были забиты, и весь маршрут демонстрации был заполнен людьми еще до ее начала. Настроение демонстрантов было окрашено гневом и неповиновением. Значительное количество политических лидеров из рядов противников независимости и односторонней декларации также присутствовали на марше.
В 19:30, уже по завершении демонстрации, президиум каталонского парламента через своего спикера Карме Форкадель выпустил пресс-релиз с осуждением мер испанского правительства и заверением, что каталонский парламент не уступит под внешним давлением.
Позднее, в 21:00, президент Каталонии выступил по телевидению с заявлением, в котором также осудил правительственные меры и объявил о созыве каталонского парламента для обсуждения сложившейся ситуации. Важно отметить, что он не провозгласил независимость и не объявил о намерении внести соответствующее предложение в парламент. Ни о каких шагах по противодействию испанскому правительству заявлено не было.
От рядовых членов движения исходит большое давление и требования провозглашения независимости и организации массового гражданского неповиновения для противостояния правительственным мерам. Обсуждается возможность всеобщей забастовки. Городские и районные Комитеты по защите референдума подготовили мобилизацию для сегодняшней демонстрации, и в их дискуссиях последних дней звучали требования прокламации Республики.
Предстоит решающая неделя в этой борьбе. Несмотря на его нерешительность, у правительства Каталонии остается очень мало пространства для маневров. В своем последнем письме к Рахою Пучдемон объявил, что будет вынужден провозгласить независимость в случае применения 155 статьи.
Встает вопрос: если Каталонская республика будет провозглашена, как ее можно защитить? Всем ясно, что Евросоюз, на который руководство PDeCAT и ERC возлагало такие надежды, не намерен вступаться в защиту демократических прав и нарушать статус-кво.
Республику можно достичь только революционным путем. Если правительство Каталонии и парламентское большинство серьезны в своих намерениях, они должны провозгласить Республику и организовать противостояние, забаррикадироваться в своих офисах и призвать народ к активной организации и защите правительственных зданий и демократических институтов посредством массовых демонстраций, гражданского неповиновения и революционной всеобщей забастовки, которая должна парализовать всю экономику.
Долг CUP и Комитетов — выдвинуть эти требования и начать подготовку их выполнения, независимо от действий (или бездействия) каталонского правительства. Буржуазные и мелкобуржуазные политики уже неоднократно продемонстрировали свою нерешительность. Такие, как Артур Мас и Санти Вила саботируют движение на каждом шагу. Мы не можем себе позволить бездействовать в ожидании их дальнейших шагов.
На лидерах Unidos Podemos также лежит огромная ответственность. В последние недели они заняли скандальную позицию, призывая к диалогу и обвиняя обе стороны в «безответственности». Напротив, они должны разоблачать фундаментально антидемократическую природу режима 1978 года и организовывать борьбу за защиту демократических прав народа Каталонии, связав ее с борьбой против капиталистической политики жесткой экономии, за рабочие места, жилье, хлеб, и за свержение режима ’78.
В Каталонии открылось окно революционных возможностей, но вопрос в том, найдутся ли лидеры, адекватные стоящим перед нами историческим задачам?
Марксисты выступают безусловно за право народа Каталонии на самоопределение и за создание Каталонской социалистической республики как искры, которая зажжет революционное движение на всем Иберийском полуострове