Провозглашение Каталонской республики 27 октября было быстро подавлено. Испанское государство было в полной готовности сокрушить попытки создания республики, а каталонское правительство не имело четких планов и стратегии защиты. Однако это не конец движения.
Появление Комитетов по защите Республики (CDR) на сцене во время забастовки 8 ноября против ареста восьми членов каталонского правительства показывает путь вперед.
Высокопоставленные члены каталонского правительства и его составных партий (буржуазно-националистической PDeCAT и мелкобуржуазно-националистической ERC) уже открыто признали, что они не были готовы к защите провозглашенной Республики от жестких репрессивных мер со стороны Испании. По всей видимости, они не ожидали что движение зайдет так далеко. Их стратегия была в лучшем случае безнадежной и основывалась на иллюзии, что жесткие испанские контрмеры в ответ на мирное движение спровоцируют вмешательство «международного сообщества» (то есть Евросоюза) и их посредничество в переговорах с Испанией. Как и следовало ожидать, Евросоюз безоговорочно встал на сторону Испании и на защиту испанской законности (в том числе приостановление работы каталонских органов власти согласно 155 статьи конституции).
Испанское государство же напротив было готово прибегнуть ко всем доступным ему мерам чтобы положить конец тому, что для них является прямым вызовом всему режиму 1978 года. Они применили 155 статью конституции чтобы отправить в отставку каталонское правительство, распустить парламент Каталонии и назначить внеочередные выборы. Затем они использовали Национальный суд (реликт франкистской эпохи) для задержания восьми членов каталонского правительства в ожидании суда по обвинениям в восстании и подстрекательстве к мятежу, а также для выдачи ордеров на арест президента Каталонии и еще четырех членов правительства, укрывшихся в Бельгии.
Недавно стало известно еще и о том, что Испания готовила отряд особого назначения для трехсложной операции по штурму парламента Каталонии (на земле, с воздуха и через канализацию) с целью ареста каталонского президента в случае, если он забаррикадируется внутри. Генеральный секретарь ERC заявил, что испанское правительство сообщило правительству Каталонии о своем намерении использовать армию, если бы те решили противостоять применению 155 статьи.
Суд над членами каталонского правительства и президиума парламента Каталонии носит показательно карательный и мстительный характер, а обвинение строится на статьях франкистского уголовного кодекса и мотивировано политически. Например, членов президиума парламента Каталонии спросили, подчиняются ли они конституции Испании — под угрозой оставления под стражей.
Арест членов каталонского правительства спровоцировал массовые демонстрации в день их заключения под стражу, а также на следующий день. 8 ноября прошла всеобщая забастовка, организованная рядом некрупных профсоюзов, в ходе которой сформировались внушительные пикетные ряды при участии Комитетов по защите Республики, были блокированы основные дороги и вокзалы, и прошли массовые демонстрации в городах и поселениях по всей Каталонии. 11 ноября в Барселона состоялась массовая демонстрация, насчитывающая около миллиона участников и потребовавшая освобождения политзаключенных.
Комитеты по защите Республики возникли из Комитетов по защите референдума, которые координировали работу и защиту избирательных участков во время октябрьского плебисцита. Сейчас их насчитывается более 280 в различных городах, городках и районах по всей Каталонии, и они объединены национальной координационной структурой. Они сыграли лидирующую роль в организации массовых пикетов и блокад более 50 основных дорог и ключевых вокзалов во время забастовки 8 ноября.
Это демонстрация пути вперед: массовая низовая организация, независимая от колеблющихся буржуазных и мелкобуржуазных партий в каталонском правительстве, которые уже наглядно показали, что они не в состоянии руководить движением.
Все внимание сейчас сосредоточено на предстоящих каталонских выборах, назначенных на 21 декабря. Три партии, поддержавших остановить работу органов власти Каталонии, представляют «блок 155 статьи»: правящая в Испании Народная партия, правые испанские националисты Ciudadanos [«Граждане»] и «социал-демократическая» PSC (каталонское отделение PSOE). Несмотря на нового лидера, Педро Санчеза, который до избрания строил из себя левого кандидата, PSOE показывает себя партией, верной режиму 1978 года и полностью поддерживающей натиск Рахоя на Каталонию. Эти партии попытаются мобилизовать в свою поддержку все про-испанские голоса Каталонии. PSC даже включили в свои избирательные списки кандидатов от правой буржуазной партии Каталонских националистов Unió [выступающих против независимости].
Каталонский президент Пучдемон, по-прежнему находящийся в Бельгии, намерен баллотироваться на этих выборах, но не от своей дискредитированной партии PDeCAT, а во главе «широкого списка» Junts per Catalunya («Вместе за Каталонию»), состоящего, впрочем, в основном из членов его партии. Он постарается заручиться поддержкой сочувствующих движению за независимость, но рассчитывать на это не стоит. Его партия забросила все разговоры о независимости и Каталонской республике. В интервью с Le Soir, Пучдемон даже признал, что для него приемлемо и «решение помимо независимости». Основная масса прежних голосов каталонской правительственной коалиции Junts pel Sí (PDeCAT + ERC) отойдет ее младшим партнерам ERC, свидетельствуя о сдвиге баланса сил в правящем индепендистском блоке влево. ERC будет баллотироваться отдельно, включив некоторых независимых кандидатов в свои списки; ожидается, что они станут самой многочисленной партией в следующем парламенте.
Антикапиталистическая индепендистская партия CUP пойдет на выборы со своим «боевым, индепендистским, левым» списком, соглашение о чем было достигнуто на внеочередной национальной ассамблее организации, в которой приняли участие 1200 членов партии.
Произойдет внушительная мобилизация индепендистского лагеря в ответ на испанские государственные репрессии. Становится ясно, что теперь даже многие из тех, кто предпочитает ограничиться федерализацией Испании, проголосуют за индепендистские партии после жесткого подавления референдума.
Номинально против независимости и против 155 статьи выступит Catalunya en Comú («Каталония вместе») — коалиция вокруг мэра Барселоны Ады Колау, в которую входит каталонское отделение Podemos, а также ICV и EUiA, примерно соответствующие Объединенным левым в Каталонии. Генеральный секретарь каталонского отделения Podemos Альбано Данте-Фашин долгое время конфликтовал с национальным руководством партии и в итоге был смещен бюрократическими методами. Проблема партий, входящих в Catalunya en Comú в том, что они склонны приравнивать поведение испанского государства с действиями каталонского правительства. Однако каталонское правительство действительно попыталось осуществить право на самоопределение (пусть и непоследовательно и из циничных соображений), в то время как Испания использовала жесткие репрессивные меры чтобы это осуществление предотвратить — это не одно и то же.
Весьма вероятно, что итоги этих выборов будут довольно схожи с результатами каталонских выборов 27 сентября 2015 г. Предыдущие выборы также воспринимались многими как де-факто плебисцит о независимости, что привело к высокой явке — более 77%, на 10% больше предыдущих выборов. В прошлый раз индепендистские партии получили 47,5% голосов и абсолютное большинство в парламенте — намного больше, чем открыто анти-индепендистские партии, набравшие 39% голосов.
В блоке испанских националистов Ciudadanos рассчитывает на крупнейшую долю голосов и уже пытается склонить Народную партию и PSC к формированию трехпартийную «конституционную коалицию» после выборов, но маловероятно, что они получат достаточно мест. Испанию беспокоит перспектива повторения индепендистского большинства в каталонском парламенте, и уже было заявлено, что применение 155 статьи продолжится, если не будет сформировано правительство, соблюдающее конституцию Испании 1978 г. Конечно, эта конституция отрицает право на самоопределение. Высокопоставленные представители каталонских отделений Народной партии и Ciudadanos неоднократно призывали к объявлению индепендистских партий и программ вне закона.
Как мы уже утверждали в предыдущих статьях, перед лицом реакционной и антидемократичной природы режима 1978 года осуществление права на самоопределение в Испании становится революционной задачей. Буржуазные и мелкобуржуазные партии из каталонского правительства показали себя неготовыми и по природе своей неспособными использовать революционные методы борьбы. Единственный путь продолжения борьбы за Каталонскую республику, которая положит начало конца всего испанского режима — путь революционных методов массовой мобилизации и самоорганизации. Комитеты по защите Республики являются важным шагом в этом направлении.
Порывая с буржуазными и мелкобуржуазными лидерами, каталонское республиканское движение должно взять на вооружение ясную антикапиталистическую повестку и выступить против политики жесткой экономии. Это единственный способ завоевать поддержку испаноязычных рабочих Каталонии, которые до сих пор в массе своей не вовлечены в борьбу. Также это бы помогло движению заручиться сочувствием и солидарностью рабочих и молодежи всей Испании, что необходимо для поражения испанского государства.
За Каталонскую социалистическую республику — искру иберийской революции!