США и союзники, Британия и Франция, ранним утром разбомбили несколько правительственных целей в Сирии в ходе операции по уничтожению предполагаемых объектов химического оружия. Пентагон заявил, что удары были направлены на объекты в Дамаске, сирийской столице, а также на две точки в районе Хомса. «Сегодня Британия, Франция и США применили справедливую силу против варварства и жестокости», — сказал президент Трамп в своём обращении к нации из Белого дома примерно в 21:00 по местному времени.
На брифинге в Пентагоне, вскоре после заявления Трампа, генерал Джозеф Данфорд перечислил три цели, которые были поражены:
- Научно-исследовательский центр в Дамаске, предположительно связанный с производством химического и биологического оружия.
- Место хранения химического оружия к западу от Хомса.
- Место хранения оборудования для химического оружия и важный командный пункт, также вблизи Хомса.
В ранних сообщениях указывается, что 110 крылатых ракет поразили два завода по производству химического оружия и один командный центр. Однако в некоторых сообщениях утверждалось, что сирийские ПВО уничтожили большинство запущенных ракет. В любом случае, все цели к этому моменту были эвакуированы: о нападении Россия была заранее проинформирована американцами, и эти сведения были переданы её сирийским союзникам.
Сирийское государственное телевидение сообщило, что правительственные силы сбили более десятка ракет и был повреждён только один исследовательский центр в Дамаске. Также, по их словам, в Хомсе получили ранения трое гражданских.
Пустой жест
Это в точности повторяет события годичной давности, когда американцы запустили около 50 томагавков по пустому лётному полю в Сирии. Какой бы ограниченный ущерб они не нанесли, он был оперативно устранён. Реальные последствия произошедшего для продолжающейся гражданской войны в Сирии были нулевыми. И хотя на этот раз они выпустили в два раза больше ракет, для любого мыслящего человека очевидно, что практические последствия удара для Сирии будут также нулевыми.
Однако в настоящей ситуации есть ряд специфических аспектов. Утверждается, что мотивом для удара — теперь они заявляют, что это и есть единственный мотив — стало предполагаемое использование химического оружия против гражданских в Думе. Россия и Сирия неоднократно отрицали, что такая атака имела место быть, а российский министр иностранных дел Лавров категорически заявил, что у российской стороны есть неопровержимые доказательства того, что весь инцидент был постановкой, организованной джихадистами в Думе при поддержке неназванной внешней силы.
С военной точки зрения ракетный удар не имеет никакого смысла. Он не мог нанести сколько-нибудь серьёзного или непоправимого ущерба военному потенциалу Асада. Не поможет он и так называемым «повстанцам» вернуть потерянные территории. Во всех смыслах и с любой точки зрения гражданская война в Сирии подходит сейчас к своему концу. Позиции Асада сильны как никогда. Сейчас все разговоры о его устранении посредством вмешательства Запада — не более чем сотрясение воздуха, о чём знают и те, кто продолжает их вести.
Обвинение в использовании химического оружия неоднократно использовалось Западом для оправдания агрессивных действий в Сирии, направленных на то, чтобы склонить баланс сил в пользу так называемых повстанцев (в действительности джихадистов, связанных с Аль-Каидой) и свергнуть Башара Асада.
Однако сейчас все они решили сменить тему. Тереза Мэй подчеркивает, что нынешняя атака не имеет ничего общего со сменой режима в Сирии, что это было лишь необходимым средством сдерживания против использования химического оружия, и так далее, и тому подобное. За всеми этими жалкими оправданиями проглядывается нота бессилия, страха и даже паники. И эта нота находится гораздо ближе к истине, чем публичная воинственность, хвастовство и бряцание оружием.
Цель наших действий сегодня состоит в том, чтобы создать сильный сдерживающий фактор против производства, распространения и использования химического оружия, — осторожно добавил Трамп в своём утреннем выступлении. Целью ракетного удара была не победа в войне и не свержение Асада, что сейчас просто недостижимо. Это лишь пустой жест, направленный на то, чтобы убедить мир, что американская власть по-прежнему играет важную роль. Он также был продиктован необходимостью Дональда Трампа укрепить свою позицию перед лицом длительного и решительного наступления его врагов в Вашингтоне, подтвердив свои антироссийские заявления.
Боязнь спровоцировать Россию
В своём предыдущем выступлении Трамп сказал: Мы готовы продолжать свои ответные меры пока сирийский режим не прекратит использовать запрещённые химические вещества. Однако Ген Данфорд подтвердил, что волна ударов уже завершена. Министр обороны США Джеймс Маттис поспешил заверить журналистов в том, что >на данный момент это разовая акция. Несмотря на опровержения Пентагона, совершенно очевидно так же, что России было заранее известно о целях. Ген Данфорд сказал, что США намеренно выбрали цели, которые «нивелируют» риск российских потерь.
Внезапно западные лидеры начали лезть из кожи вон, лишь бы заверить мир (и в особенности Москву), что сделав своё «заявление», они не собираются продолжать осыпать ракетами Сирию. Не собираются они и провоцировать Россию. В последние дни, после первоначальной истеричной медиа-кампании и воинственных заявлений из Белого дома, твиты Трампа были написаны в необычайно умеренном тоне.
Хотя официального ответа от России ещё не последовало, российский посол в США заявил, что нападение на их союзника «не останется без последствий». Главная причина, по которой не последовало никакой военной реакции, состоит в том, что ни одна из ракет не попала в зоны работы российской ПВО. В таком случае ракеты были бы сбиты. Россия даже сделала публичное предупреждение, что в таком случае готова будет контратаковать, нанеся удары по базам и кораблям, с которых будут запущены ракеты.
Совершенно очевидно, что в Вашингтоне победили более спокойные головы, и более серьёзная конфронтация была предотвращена. В течение последующих суток, поглощённые сложившимся кризисом, президенты Трамп и Путин периодически связывались по телефону, как и их военные штабы. Этот факт демонстрирует реальное положение дел гораздо ярче, чем крики и суета в Лондоне и Париже.
Несмотря не прозвище «бешеный пёс Мэттис», генерал Джэймс Мэттис достаточно умный человек, очень хорошо понимающий возможные последствия необдуманных военных действий в Сирии. После катастрофического опыта Ирака и Афганистана, ни у него, ни у Пентагона, ни у американской общественности нет никакого желания быть втянутыми в наземную войну в Сирии. Парадоксально, но в сложившейся ситуации американские генералы проявили больше здравого смысла, чем многие из политиков.
Предложит ли Трамп сделку?
Если мы что-то знаем о нынешнем обитателе Белого дома, нынешняя авантюра, вероятно, станет первым шагом в попытке достичь соглашения с Путиным, что было намерением Трампа с самого начала. Дональд Трамп — изоляционист. Его не сильно интересует Сирия, но он хотел бы заключить сделку с кем-то в Кремле. Продемонстрировав силу и серьёзность намерений «противостоять России», он подготовил площадку для переговоров.
Это маловероятно? Не более маловероятно чем то, что Трамп уже заявил о намерении лично вести переговоры с тем самым «маленьким человеком-ракетой», страну которого он обещал стереть с лица Земли совсем недавно. Напротив, он будет утверждать, что теперь, когда он спас планету от Третьей мировой и поставил Россию на место, пришло время договориться о мире и положить конец дорогостоящей и бесполезной гонке вооружений.
Такой шаг был бы вполне разумным с точки зрения Трампа. Это, несомненно, поставило бы в неловкое положение его врагов как дома, так и за рубежом. Неудобно стало бы и таким клоунам, как Тереза Мэй и её министр Борис, которые громче всех кричали о «русской угрозе», а в таком случае должны будут найти способы и средства, чтобы взять слова обратно. Пожелаем им удачи.
После семи лет гражданской войны Сирия полностью опустошена, миллионы людей были убиты, искалечены или вынуждены покинуть свои дома. Сирия разорвана на части и, возможно, никогда не будет прежней. Все честные люди искренне хотели бы положить конец этому кровавому конфликту. Тем не менее, те, кто громче всех кричат о гуманизме и мире, настойчивее всех подливают масла в огонь и разжигают войну. Главными виновниками этого являются американские империалисты и их услужливые, циничные, готовые лизать подошвы лакеи в Лондоне и Париже.
«Справедливая сила» Британии, Франции и США — это сила империализма, которая нигде и никогда не представляла ничего иного, кроме циничных интересов правящего класса. Вся история этих сил — это и есть варварство и жестокость, особенно в отношении Ближнего Востока.
Меньше всего этих дам и джентльменов заботит судьба сирийского народа, который становится безмолвной жертвой их циничных интриг и манёвров. Их разговоры о мире и гуманизме — всего лишь лицемерное прикрытие для борьбы за собственные эгоистические интересы на Ближнем Востоке. Словами римского историка Тацита, Превращают все в пустыню, а называют это миром.