Приближаются выборы ― как мы в CUP подчеркиваем, нелегитимные и навязанные в рамках репрессивной и авторитарной 155 статьи конституции. Они проходят после многочисленных арестов и длительной кампании устрашения, после беспрецедентного полицейского насилия 1 октября. Эти репрессии коснулись не только лидеров JxSí, ANC и Òmnium, чьи аресты были лишь самыми заметными и скандальными, но также и всего лагеря за суверенитет и учреждений Женералитата.
Целый поток обвинений и угроз был направлен на то, чтобы создать атмосферу страха. Государство опирается на мобилизацию испанского национализма и истерию в Каталонии и за ее пределами, давая воздух и пространство фашистским группировкам и нагнетая шовинизм. Речь идет о целенаправленных действиях всего режима 1978 года ― правительства, PSOE и Ciudadanos, судебной системы, монархии, буржуазных СМИ, предпринимательских организаций (как каталонских, так и испанских) и т.д. В этой ситуации лагерь за суверенитет столкнется со всевозможными препятствиями и трудностями, которые превратят эти выборы в неравную битву. Исключительность момента заключается в том, что главы избирательных списков двух основных индепендистских партий находятся либо в тюрьме, либо в изгнании. Это вновь показывает действительную природу режима 1978 года и испанской конституции: репрессивную, враждебную к праву на самоопределение и свободе в целом, и стоящую на службе коррумпированных и реакционных элит.
Как и многие товарищи в CUP, мы считаем, что лучше было бы бойкотировать эти выборы, поскольку они совершенно нелегитимны, факт их проведения растаптывает мандат референдума 1 октября, и проходят они в репрессивных условиях. В первую очередь мы считаем, что массовый и хорошо организованный бойкот подорвал бы авторитет государственной власти в Каталонии (и за ее пределами) и укрепил борьбу за республику на основе неповиновения ― единственной эффективной тактики. Однако решение ERC и PDeCAT принять в них участие вынуждает и нас участвовать в избирательной кампании. Победа индепендистских списков может стать мощным ударом по реакционному испанскому шовинизму, по правительству Народной партии и по всему режиму. Таким образом, главная цель ― широкая победа индепендистского лагеря, и усиление в нем единственной последовательной левой силы ― CUP.
Тем не менее, мы должны предупредить ― победы индепендистского лагеря недостаточно для достижения республики. Самый главный урок, который можно извлечь из событий последних месяцев ― испанское государство не отступит от своей решимости подавить право на самоопределение, при полной и открытой поддержке испанского, каталонского и иностранного капитала, а также империалистического Евросоюза. Враг силен и беспощаден. Мы можем бороться с ним лишь революционными методами ― мобилизацией на улицах и на рабочих местах, массовым неповиновением, решительной борьбой, духом самопожертвования, и отважной решимостью порвать с режимом 1978 года и подпирающей его системой капитализма и империализма.
В испанском государстве осуществление права на самоопределение является революционной задачей. Основные победы этой осени пришли не с подачи Женералитата, а в результате успехов массовой борьбы ― 20 сентября, 1 и 3 октября и 8 ноября, в результате забастовок, оккупаций, прямого действия, бойкотов, массовых пикетов и низовой организации в Комитетах по защите Республики. И нужно сказать, что революционные задачи требуют революционного политического руководства, с глубокими корнями в самом революционном слое общества ― в рабочем классе.
Политическая гегемония JxSí в движении, в особенности партии PDeCAT, составляет препятствие на пути к Каталонской республике. Мы выражаем солидарность против репрессий, которым они подверглись, нужно сказать, что они обнаружили непоследовательность и нерешительность, ослабившую массовое движение. И теперь они идут на эти выборы без какого-либо видения стратегии, и заверяя, что они подчинятся 155 статье и сойдут с пути унилатерализма. Может ли кто-то всерьез подумать, что после всего, что было, испанское государство (или Евросоюз) сядет за стол переговоров с индепендистским лагерем? Непоследовательность PDeCAT и ERC неслучайна ― она отражает их буржуазную и мелкобуржуазную природу.
CUP ― партия, которая тверже и последовательнее всех проявила себя в последние месяцы борьбы за самоопределение, правильно объясняя, что дело Республики может победить только посредством акций неповиновения и в связке с борьбой против режима 1978 года и за социальные права. Задача CUP ― завоевать гегемонию в движении и придать ему революционный характер, необходимый для победы. Достижение этой цели было затруднено выжидательной позицией, занимаемой нашим руководством. В прошлом CUP была недостаточно последовательна в дистанцировании себя от JxSí (касается это и голосования за их сокращения бюджета), и в критические моменты не выступала с ясными альтернативными лозунгами, которые могли бы указать путь вперед. Это объясняет и относительную стагнацию CUP в соцопросах: отсутствие внятной критики «процессизма» [идеи, что это движение ― бесконечный процесс, который никогда не достигнет переломного момента] легитимизирует его логику, и придает силу партиям, наиболее последовательно его защищающим ― PDeCAT (теперь JuntsxCat) и, в первую очередь, ERC, в то время как CUP в глазах многих сторонников независимости выглядит раздражающим препятствием.
С нашей точки зрения, необходимо терпеливо объяснять, что PDeCAT и наиболее трусливые элементы ERC тормозят движение, и что в силу своей классовой природы они неспособны руководить борьбой, необходимой для достижения независимости. Итоги ассамблеи CUP в Гранольерсе, на которой члены партии отвергли идею совместного списка с ERC и PDeCAT, крайне положительные. Эту линию нужно конкретизировать и углублять. Нужен широкий блок боевых и решительных левых. Радикализацию элементов Podem и ECP во главе с Альбано Данте, Мартой Сибина и другими товарищами стоит горячо приветствовать, поскольку они являются нашими естественными союзниками по расширению охвата индепендистских левых и подготовке разрыва с режимом 1978 года не на словах, а на деле.
Толкая движение в политической плоскости влево, в социальной плоскости его необходимо толкать в сторону рабочего класса. Широкие слои рабочего класса уже вовлечены в борьбу за республику и против репрессий ― забастовки и действия рабочего движения были важнейшими факторами в ключевых моментах. Однако нужно отметить, что, хотя одни слои рабочего класса уже активно вовлечены, другие ― пожалуй, большинство ― остаются не включенными в борьбу, и придерживаются пассивного и даже враждебного отношения к идее независимости. Связано это не с реакционными взглядами (во всяком случае в большинстве случаев), а с отсутствием доверия националистическим лидерам ERC и, особенно, PDeCAT ― партии, приверженной политике жесткой экономии и репрессий, запятнанной коррупцией и лишь недавно атаковавшей права рабочих в Каталонии. Нужно социалистическая программа, которая смогла бы завоевать доверие трудящихся, воодушевить и мобилизовать их на решающую борьбу за Республику. Только придав Республике прогрессивное социальное содержание мы можем расширить ее социальную базу на все слои рабочего класса. Как правильно объяснял Видаль Арагонес, республика, основанная на политике жесткой экономии и капитализме, никогда не сможет заручиться поддержкой большинства. «Декреты достоинства», которых требует CUP, содержат очень прогрессивные элементы, которые необходимо развить и которые должны стать основой нашей агитации, направленной на крупные пролетарские центры Каталонии.
Кроме того, нельзя забывать великие мобилизации 2011-2014 гг., потрясшие Мадрид и другие города Испании и продемонстрировавшие глубокий протест, зреющий в обществе по всему полуострову. Естественные союзники движения за Каталонскую республику ― прекарная молодежь Вальекас, шахтеры Астурии, жители Мурсии, борющиеся против постройки линий AVE и андалусийские сельскохозяйственные рабочие. Чтобы завоевать их симпатии, побороть волну шовинизма и ослабить государственный аппарат Испании, мы должны наполнить борьбу за Республику интернационалистическим содержанием и целенаправленно обратиться к ним, громко заявив, что мы сражаемся против общего врага. До 1 октября, CUP и даже ERC вели очень активную кампанию по всей Испании. Участие товарища Нурии Жибер в митинге «Мадрид за право выбирать» (который Народная партия пыталась запретить) было образцом того посыла, который мы должны транслировать. Нужно возобновить этот подход с еще большей интенсивностью и усердием. Успешная поездка Видаля Арагонеса в Мадрид, в ходе которой он публично выразил нашу солидарность и классовое единство с Альфоном и бастующими работниками Coca-Cola, также создает прецедент. Подытожим: чем меньше национализма в подходе нашего движения к каталонскому и испанскому рабочим классам, тем больше у него будет влияния в пролетарской среде.
Относительно выборов 21 декабря, можно сказать что практические задачи CUP совпадают с программными: бросить вызов гегемонии ERC и PDeCAT в движении чтобы вступить в битву за Республику, стоя на позициях неповиновения и решительной борьбы, и чтобы наполнить движение социальным и прогрессивным содержанием, которое порвет с логикой политики жесткой экономии, навязанной нам кризисом капитализма, и которое вдохновит рабочий класс и вызовет поддержку по всей стране ― и все это возможно только при отчетливо левом руководстве.
Борьба за Каталонскую республику стала самым серьезным вызовом, с которым режиму 1978 года когда-либо приходилось сталкиваться. Революционный подъем в Каталонии способен привлечь активные симпатии и солидарность рабочих и молодежи по всей стране и за ее пределами. После того как «Тройка» сокрушила попытку греческого народа сбросить оковы политики жесткой экономии, после предательства Ципраса и правительства Сиризы, победа в Каталонии способна стать серьезным потрясением для правящих классов Европы и вдохновляющим примером для рабочего класса и молодежи всего континента.
- Хлеб, жилье, работа ― Республика немедленно!
- Восстанем против 155 статьи, против режима 1978 года!
- Свободу политзаключенным!
- За Каталонскую социалистическую республику ― искру Иберийской революции!
- Голосуйте за CUP!