Протесты в Боснии представляют собой новый, более высокий этап в молекулярном процессе европейской революции. Героическое революционное движение боснийских рабочих и молодежи является ярким примером для будущих движений в Европе и во всем мире.
Государство Босния и Герцеговина с момента создания было крайне нестабильным гибридным образованием. С 1992 по 1995 годы жителям страны пришлось пережить ужасную войну, связанную с распадом Югославии. Спровоцированная германским империализмом война между хорватскими, сербскими и боснийских националистами и шовинистами велась самым варварским образом.
Затем НАТО добилась позорного Дайтонского соглашения, разделившего Боснию на две автономии («Федерацию Боснии и Герцеговины» и «Республику Сербскую»), по линии фронта, и округ Брчко, который принадлежит обеим, но в котором действуют только федеральные законы. Авономии делятся на кантоны, каждое из которых имеет полноценное правительство.
В результате страна получила невероятно раздутый, неэффективный, коррумпированный государственный аппарат, основной задачей которого стало создание благоприятных условий для инвестиций иностранного капитала с целью получения прибыли. Для того, чтобы гарантировать выполнение этих задач, правительство находится под контролем «Верховного представителя» Европейского союза (в настоящее время Валентин Инцко). Он имеет почти диктаторские полномочия, такие как право единолично подписывать обязательные для исполнения указы по любому вопросу или право отправлять в отставку по по личной прихоти любых должностных лиц.
По сути дела, Босния вот уже 19 лет является колонией ЕС. Под контролем Евросоюза были приватизированы государственные прежде отрасли промышленности. Рабочий контроль (номинально существовавший в Югославии) был почти полностью отменен, и страна была превращена в задний двор западного империализма. Один пример: 85% финансового сектора страны находится под контролем австрийских банков, и только 3% — боснийских. Между тем, уровень жизни по-прежнему значительно ниже, чем в конце правления Тито в 1980-е. Производственная база страны была почти полностью уничтожена, а безработица достигла отметки в 44,6%. Кредиты МВФ в настоящее время являются чуть ли не главным источником средств для бюджета.
Разрушение промышленности стало результатом массовой приватизации, предпринятой после войны. Это в свою очередь привело к массовым увольнениям и возникновению задолженности по заработной плате. Зато обогатились мафиози в правительстве. Но именно тогда, когда империалисты и компрадоры решили, что смогут продолжать свое веселье вечно — произошло нечто неожиданное.
Приватизируя расположенные в промышленном городе Тузла государственные предприятия «Дита», «Полихим», «Полиолхим», «Гумара» и «Конюх», большинство из которых имели несколько сотен сотрудников, компрадоры думали, что они смогут реализовать старую схему: приватизировать компанию, продать оборудование и объявить о банкротстве. Но 4 февраля 600 протестующих вышли на улицы в Тузле, призвав к отставке местного самоуправления, отмене приватизации и восстановлению бесплатной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. На следующий день 6000 человек собрались перед зданием кантонального правительства. 6 февраля протесты распространились на Сараево, Мостар, Бихач, Тешань и другие города. 7 февраля 10000 человек штурмовали здание правительства в Тузле, разбивая окна и круша мебель. Подобные сцены происходили по всей стране. В Брчко мэр был на некоторое время взят в заложники толпой. Правительства кантонов Тузла, Сараево, Уна-Сана и Зеница-Добой подали в отставку, а «Верховный представитель» угрожал народу Боснии военной интервенцией ЕС.
В этом движении есть две замечательные вещи. Прежде всего — его классовый характер. Это ясно выражено в требованиях протестующих. В «Декларации рабочих и граждан кантона Тузла» от 7 февраля говорится:
Сегодня в Тузле создается новое будущее! Правительство подало в отставку, и этим выполнено первое требование демонстрантов и созданы условия для решения существующих проблем.
Накопившиеся гнев и ярость стали причинами агрессивного поведения. Отношение властей привело к тому, что гнев и ярость взорвались. Теперь, в этой новой ситуации мы хотим сдержать гнев и ярость, сосредоточившись на создании продуктивной и полезной системы правления.
Мы призываем всех граждан поддержать осуществление этих требований:
- Поддержание общественного порядка и мира в сотрудничестве граждан, полиции и гражданской защиты, с тем чтобы избежать любой криминализация, политизации и манипуляции протестами.
- Создание технического правительства, состоящего из профессиональных, беспартийных, некоррумпированных членов, которые не имели никакого мандата ни на одном из уровней власти, и руководящего кантоном Тузла до выборов 2014 года. Это правительство обязано представлять еженедельные планы и отчеты о деятельности и выполнении заданных целей. Работу правительства будут контролировать все заинтересованные граждане.
- Решение, в экстренном порядке, вопроса о правильности приватизации компаний «Дита», «Полихем», «Полиолхем», «Гумара» и «Конюх», с тем чтобы:
- учесть трудовой стаж и гарантировать охрану здоровья работников;
- отдать под суд хозяйственный криминал и всех его участников;
- конфисковать незаконно приобретенную собственность;
- аннулировать договоры о приватизации;
- провести пересмотр приватизации;
- вернуть фабрики рабочим и поставить их под контроль общественной власти для обеспечения общественного интереса и налаживания производства на тех предприятиях, где это возможно;
- приравнять оплату представителей власти к заработной плате работников в государственном и частном секторах;
- отменить дополнительные выплаты представителям власти и льготы по подоходному налогу за участие в комиссиях, комитетах и других органах, а также других нерациональных и необоснованных доплат, за исключением тех, на которые имеют право все работающие;
- отменить плату министрам и, возможно, другим правительственным чиновникам после истечения срока действия или прекращения действия их мандата.
Эта декларация принята рабочими и гражданами кантона Тузла на благо всех нас.
1
Это документ имеет четко выраженную пролетарскую природу. Рабочие, молодежь и пожилые люди, поняв, что для них нет никакого будущего в существующих условиях, выдвинули эти требования. Они поняли: приватизация и «свободный рынок» не могут им помочь. Правительство ставится перед четкой альтернативой: либо резко повысить уровень жизни масс (правительство, по всей своей природе, не в состоянии это сделать), либо быть сметенным массами (очевидно, единственный вариант).
В этом движении нет места национализму и шовинизму — злу, преследующему народы Югославии последние 30 лет. Боевые рабочие и молодежь Боснии знают, что национализм и шовинизм не что иное, как тактика буржуазии, призванная заставить их воевать друг с другом вместо того, чтобы бить своих угнетателей. Массы сегодня сражаются не во имя национализма или религии, а для удовлетворения материальных потребностей, которые невозможно удовлетворить при капитализме.
Вторая примечательная особенность движения — методы протестующих. Процесс разворачивается в Боснии потрясающе быстро. Рабочим Тузлы потребовалось всего три дня, для того чтобы начать демонтаж своего правительства. Конечно, молодой государственный аппарат Боснии был много слабее, чем старая консолидированная репрессивная машина Западной Европы. Но главным фактором стало мужество и решимость масс, которые совершенно не желали, чтобы к ним и дальше относились как к животным. Движение развивалось очень быстро, стремительно приобретая повстанческий характер, включая поджог правительственных зданий. Это стало ключом к первоначальным успехам.
Движение в Тузле пошел еще дальше, создав «Пленум» для того, чтобы «взять дело в свои руки» и заменить собой свергнутые органы местного самоуправления. Видя своими глазами дряхлость и вырождение капитализма, рабочие и молодежь Боснии начинают понимать, что они должны уничтожить капиталистическое государство, ответственное за их проблемы, и заменить его чем-то лучшим — правительством под непосредственным контролем трудящихся. Это очень важное событие.
Такие органы массовой борьбы появляются каждый раз, когда рабочий класс пытается взять свою судьбу в свои руки. Это произошло во время революций в России в 1905 и 1917 годах, в Испании в 1936 году, в Чехословакии в 1968 году и во многих других случаях. То, что они собой представляют, и есть, в своем зародыше, будущее рабочее государство. Это совершенно неизбежно для того, чтобы создать по-настоящему восприимчивое к потребностям всех рабочих правительство. Эта модель рабочих советов будет распространяться на остальной части страны и, далее, на национальном уровне, для того чтобы взять власть.
События в Боснии являются замечательным примером того огромного потенциала, которым обладает стихийное движение масс. Но это не значит, что мы должны забыть о необходимости организации. На данный момент единственными организованными элементами в движении, кажется, являются либеральные НПО. Хотя мы и имеем дело с движением рабочих, профсоюзы не приняли участие в акциях протеста и все политические партии дистанцировались от происходящих событий. Единственным значимым исключением стала поддержка популярного социал-демократического мэра Тузлы Ясмина Имамовича, избранного в местный «Пленум рабочих и горожан».
Государство и мафиозные капиталисты Боснии и Герцеговины не могут оказать сколь-нибудь значимое сопротивление массам, но по мере развития движения, они окажутся под огромным давлением со стороны сил империализма, требующих положить конец движению. Поэтому движению совершенно необходимо создать четкие демократические структуры и избрать сильное руководство. В этом заключается суть метода ленинской организации, демократического централизма. Во всех провалившихся революциях последних двух столетий мы можем наблюдать отсутствие надлежащего руководства.
Для того, чтобы добиться успеха, революционное движение нуждается в организации, едином политическом голосе и демократической структуре, способной провести дебаты и установить четкие цели. Актуальная задача для рабочих и молодежи Боснии — придумать такую структуру. В противном случае вакуум в руководстве заполнят НПО, что может иметь катастрофические последствия, как показал недавний «манифест», провозглашенный двумя организациями, которые называются «Восстание» и «Удар». Этот манифест прямо противоположен позиции, высказанной в «Декларации» из Тузлы — он призывает к дальнейшей интеграции в ЕС и НАТО — империалистические блоки, на чьи плечи ложится основная ответственность за кризис, вызвавший текущее восстание. Тем не менее, через два дня молодежная организация «Восстания» дистанцировалась от этого документа, что показывает наличие кризиса в этих организациях.
Боснийская революция является следующим важным шагом в Европейской революции. С тех пор, как кризис капитализма начался в 2007 году, революция скачет из одной страны в другую. Только в Европе Испания, Греция, Турция, Болгария и Румыния уже стали ареной значительных социальных беспорядков. Кризис медленно, но неуклонно приближается к самому сердцу Европы, массы же реагируют на него, прибегая ко все более острым формам борьбы. Мы процитируем здесь «Мировые перспективы» ММТ от 2014 года:
«То, что мы видим — начало мировой революции. События в одной стране оказывают большое влияние на сознание в других странах. Современные методы коммуникации позволяют реплицировать события с молниеносной скоростью… Кажется, что все эти взрывы произошли по не связанным между собой причинам случайного характера: план построить торговый центр в парке в Стамбуле, увеличение стоимости проезда на автобусах в Сан-Паулу. На самом деле, они являются отражением одного того же явления: неизбежность выражается через инциденты. Это отражение противоречий, которые подспудно накапливались в течение десятилетий. Как только процесс достигает критической точки, любой самый незначительный инцидент может привести массы в движение. Буржуазные комментаторы были захвачены врасплох событиями в Турции. Но в течение нескольких дней подобные же массовые акции протеста прокатилась по Бразилии — экономическому гиганту Латинской Америки — выведя сотни тысяч людей на улицы. Это были самые большие демонстрации за последние 20 лет. Они вскрыли накапливавшееся недовольство плохим здравоохранением, низким уровнем образования и безудержной коррупцией.»1
К списку, казалось бы, не связанных между собой инцидентов, приводящих массы в движение, мы можем теперь добавить приватизацию нескольких заводов в Тузле. Босния является важным примером того, что этот процесс все ближе и ближе приближается к грандиозной развязке, в ходе которой человечество будет окончательно освобождено от всех форм эксплуатации и угнетения. Мы полностью уверены в способности рабочего класса выполнить эту величайшую в истории человечества задачу.
- Да здравствуют рабочие и молодежь Боснии и Герцеговины!
- Долой капитализм!
- Да здравствует социалистическая революция!