Венгрию оглушает шумиха приближающейся 50-ой годовщины восстания 1956 года. Недавние события, делающие всю подготовку к празднованиям намного более острой — бунты, непрерывные демонстрации и избирательные фальсификации — создали в стране повышенный уровень напряженности. В общем смятении, охарактеризовавшем последние события в парламенте с 18 сентября, на избирательных участках 1 октября и на улицах, не раз делались сравнения с событиями 1956 года, доходящие даже до провозглашения недавних беспорядков «революцией» и призывов одного оратора перед парламентом к вооруженному восстанию 23 октября. На первый взгляд легко перепутать демонстрации, даже беспорядки, с революцией, а при общем непонимании событий октября 56-го многие с этим согласятся.
Однако, как сказал однажды Лесли Бэйн, журналист и свидетель событий 1956 г., «Ни одно событие новейшей истории не было так оболгано, искажено и запачкано как венгерская Революция». Пятьдесят лет спустя, ложь прошлых лет дополнилась туманом времени, слабеющей памятью очевидцев, окрашенной всеми событиями, прошедшими с той поры, не говоря уже о новой лжи, которая теперь служит новой элите — не сталинистской, а капиталистической. Крайне печально видеть, как сегодняшняя венгерская молодежь перед этим потоком лжи и искажений имеет очень небольшой шанс узнать, что именно случилось в 1956-м. Долг каждого марксиста и троцкиста — удостовериться, что история венгерской Революции 1956 года рассказывается правдиво и более того — с точки зрения борцов рабочего класса, которые были основой той революции, с безошибочным инстинктом двигаясь к политической революции, обязанной установить свободное, независимое и демократическое рабочее государство, лишенное оккупантов, бюрократов или постоянной армии — общество, основанное на рабочих советах как популярных органах народной власти и исполнительных инструментах, повседневно управляющих обществом.
Революция 1956 года была одной из нескольких революций, ставших результатом крайнего угнетения в Центральной и Восточной Европе в конце 1940-ых и 50-ых. Но она была единственной, решительно поставившей вопрос о взятии массами экономической и политической власти, и единственной, где борцы за свободу подняли факел мировой революции, показав, что сталинизму возможно нанести поражение, и власть рабочих — это реально.
Ленин определил четыре критерия здорового рабочего государства:
- Выборность всех должностных лиц
- Ротация должностных лиц
- Все должностные лица могут быть отозваны
- Замена регулярной армии вооружением народа
В ходе событий, начавшихся 23 октября 1956 г., все они были или осуществлены или находились в процессе реализации. «Рабочие собрания», бывшие Советами во всем, кроме имени, собирались почти все время в течение революции. Они избирали своих должностных лиц и представителей и должным образом отзывали их, как только чувствовали, что они не выражают волю большинства. Должности по необходимости сменялись, в течение двух массовых всеобщих забастовок, во время сражений и во многих других аспектах жизни. Что касается постоянной армии: 1956 год — классический пример способности, готовности и подготовленности обычных людей защитить достижения своей революции, если необходимо — вооруженной рукой. Марк Мольнар, бывший офицер, ставший на сторону революции и сражавшийся вместе с рабочими Чепеля, так описал эффективность военной машины в окопах, на улицах и заводах Чепеля, промышленной цитадели рабочего класса Будапешта. «Порядок был прост. Каждый проводил восемь часов в сражениях, восемь часов на заводе, производя снаряды и оружие, и восемь часов — на сон. С момента моего появления, меня определили к медицинским студентам-добровольцам, и я знал, только где размещать своих раненых.» Организация, чувствовал он, «был намного лучше чем в венгерском генеральном штабе. Мне не приходилось делать ничего кроме как сражаться».
Это и многие другие аспекты событий 1956 года едва известны сегодня. Публикаций мало и более того: новые правые похитили героев 1956 и раскрасили их в ультраправые цвета. Полосатые красно-белые флаги украшают множество демонстраций, напоминая Дом Арпада и первые дни венгерского христианства. Эти представления отличаются от сталинистской лжи, называвшей борцов за свободу реакционерами и реставраторами капитализма, или от вранья западных СМИ, которые не видели никакого социалистического содержания, только движение за избавление от советской оккупации. Но независимо от окраса, их ложь — все равно ложь.
Социалистическое правительство Ференца Дюрчаня планирует длинный ряд захватывающих событий в этом октябре. Между 24 октября и 4 ноября площадь перед Парламентом зарезервирована для официальных празднований. Сотни людей получат медали «Герой Свободы», а премьер-министр провозгласит в Парламенте «Декларацию Свободы». На открытие «Мемориала 1956 года» в Городском парке приглашены главы иностранных государств, и празднования продолжатся до 4-ого ноября, когда День Памяти и Траура отметит возвращение советских войск для подавления революции.
Все это здорово, однако когда неуклюжий журналист спросил Эмезу Данкс, представительницу премьер-министра, о том, как они собираются очищать парламентскую площадь от протестантов, та уклонилась от ответа и быстро сменила тему. Она, со всем своим бюрократическим аппаратом, сделает что угодно, лишь бы скрыть реальное значение 1956 года, потопив его в официозных событиях наподобие подъема флагов и пения гимнов.
Это обязывает тех из нас, кто понимает реальное значение тех героических дней 50-летней давности, распространять слово не только о том, кем были настоящие герои, но о том и к чему их жертва обязывает нас сегодня. Любой венгр, желающий почтить память мертвых 1956 года, должен игнорировать лицемерие всех официальных празднований, а вместо этого изучать тип общества, которое стремились построить герои рабочего класса 56-го и бороться за то же самое.
Верно, что в сегодняшнем венгерском обществе имеется значительное разочарование. Никто не хочет возвращаться к угнетению, которое представлял сталинизм, правление бюрократической элиты, присваивавшей большой процент национального достояния и железным кулаком охранявшей свои привилегии. Но все ясней становится, что капиталистическая система, порождавшая такие огромные надежды в Венгрии в начале 90-ых — система, так же исполненная неравенства и известной доли угнетения. Поскольку огромное большинство населения Венгрии не видит никакой альтернативы, иные смирно примут урезание социальных расходов, сокращение заработной платы, социальных выплат и повышение подоходного налога. Даже при том, что текущая публикация «Списка богатых венгров» подтверждает, что большинство людей тревожно ожидает затягивания поясов, 10 богатейших венгров почти удвоили свое богатство за прошлые 12 месяцев. В то же самое время лучшие 200 компаний добились увеличения прибыли до вычета налогов на более чем 22% с сокращением рабочей силы на 2.7%. Это создает огромную напряженность и недовольство. Именно это толкает некоторых молодых (да и не очень молодых) людей в обьятья ультраправых, а еще большее число — к депрессии и самоубийствам. Довольно скоро это станет ясным для всех, включая тех, кто все еще готов давать этой системе кредит доверия, полагая, что, если только «подвести черту», в конце концов все будет хорошо, что их жертвы не были напрасны. Но это лишь сделает владельцев венгерской промышленности — транснациональные корпорации, — венгерских Банков и их акционеров еще богаче. Это ни капли не улучшит условия жизни огромного большинства венгров.
Неправда, что «в конце концов все будет хорошо». Все будет хуже и хуже, пока люди не встанут на борьбу за лучшую заработную плату, лучше условия труда, лучшие социальные платежи и социальную систему, справедливо распределяющую богатство в обществе, «от каждого по способности, каждому по потребности». Другими словами: за социализм. Нет никакой альтернативы. Герои 1956 года знали это, и именно потому они выдвигали следующие требования:
- Социалистическая собственность на все отрасли промышленности.
- Сохранение рабочих собраний и восстановление свободных профсоюзов.
- Свобода стачек, собраний, печати и религии, и т.д.
- Заводы принадлежат рабочим.
- Рабочее собрание является высшим органом управления на заводе и демократически избирается рабочими.
- Рабочее собрание изыбирает собственный исполнительный комитет, состоящий из 3-9 членов, который действует как исполнительный орган, выполняя решения и задачи, поставленные им.
- Директор нанимается заводом. Директор и высшие служащие должны быть избраны советом рабочих. Такое избрание происходит после общего митинга, созванного исполнительным комитетом.
- Директор ответственен перед рабочим собранием по каждому вопросу, касающемуся завода.
- Полная и безоговорочная независимость.
- Политическая демократия на основе свободной деятельности рабочих собраний, революционных комитетов и политических партий.
- Сохранение земельной реформы и общественной собственности на заводы, шахты и банки.
Все эти требования ясно показывает, что общество, к которому они стремилось, было социалистическим, но с прибавлением демократии и свободы. Другими словами: нет сталинизму, нет капитализму, да — социализму и рабочей демократии.
Многие венгры сегодня наблюдают демонстрантов перед Парламентом и телевидением как на толпу, отчасти из-за присутствия хулиганского элемента и ультраправых. Но есть и еще одна причина: потому что эти люди и в самом деле не представляют общество в целом. В перспективе не предвидится никакого народного восстания, и нужно спросить — почему? В конце концов, налицо правительственный кризис, близятся жесткие экономические меры. Должен быть массовый подъем! Однако восстание или революция могут начаться с того, ПРОТИВ чего массы, но они очень быстро исчерпают пар, если не смогут найти того, ЗА что они.
Должна быть сила, которая восстановит значимость марксистских идей. Идеями, двигавшие героями 56-го, были: общественная собственность на средства производства, распределения и обмена, но без бюрократических деформаций, без бюрократии, угнетения и однопартийного тоталитарного государства.
В XXI веке Венгрия имеет традиции, культуру, убеждения и дух борьбы, чтобы завершить то, что начали герои 56-го.
Избавимся не только от Дюрчаня с его частным налогоообложением, здравоохранением и т.д, но и от системы, которую он представляет!
Избавимся от транснациональных корпораций! Возьмем промышленность, сектор обслуживания, культуру, образование, здоровье и все важное для цивилизованной жизни в свои собственные руки!
Возьмем политическую власть в руки народа! Установим народные органы, основанные на прямой демократии и отзыве всех должностных лиц, которые не должны получать чем люди, которых они представляют!
Посмотрите на падение сталинизма! За несколько лет до 1989 года никто не подумал бы, что он развалится. Силой, низвергшей его, была мощь народа.
Мы можем сделать это снова! На сей раз мы должны вернуть то, что прежние правительства распродали «за красивые глаза» с 1990 года! Мы можем управлять обществом! Мы можем разделить достояние справедливо и тем показать миру, что герои 1956 года погибли не напрасно!
In Defence of Marxism