По сравнению с прежними временами основная база экономического роста США выглядит прекрасно. В самом деле, в 2006 г. прибыль банковского сектора, инвестиционных фондов и промышленных предприятий оставалась высокой. Однако большая часть прибыли компаний опиралась на кредиты и заклады. Например, в 2006 г. североамериканский банковский сектор поглощал 30%-40% всех доходов компаний страны, очень много, если сравнить с 10%-15% в период 1950-1960 гг. Это подтверждает слова Ленина о полном доминировании финансового капитала в империалистическую эпоху.
С другой стороны, мы видим рост слияний и поглощений компаний, достигающих 1.2 миллиарда долларов в 2006 г. — это самый высокий показатель с 2000 г., что также увеличило прибыль. Прибыль компаний была раздута в результате спекулятивного роста стоимости акций, но их цена имеет мало общего как с их реальной стоимостью, так и с объемом производства или продаж. Они имеют характер финансовых мыльных пузырей: ожидание больших прибылей привлекает свободные капиталы словно магнит. В настоящее время на рынке ценных бумаг в поисках прибылей ежедневно перемещаются пять триллионов долларов, управляя судьбами миллионов мужчин и женщин.
Веяния будущего спада
Первые тревожные слова о грядущем мировом спаде были произнесены одним из гуру «американской экономической науки», бывшим президентом Федеральной Резервной системы, Аланом Гринспеном. На конференции в Гонконге, в марте, Гринспен без колебаний заявил, что: «... в США объемы прибыли ... начали стабилизироваться, что означает, что мы находимся на поздней стадии цикла. Мы, возможно, можем получить спад в последние месяцы 2007 г., хотя большинство экспертов и говорит о 2008 г». Экс-президент ФРС не станет попусту бросаться подобными предупреждениями. И он не одинок.
Согласно годовому отчету ООН «Мировая экономическая ситуация и перспективы 2007 г.», умеренное падение цен на недвижимость может замедлить рост американской экономики на 2.2% в 2007 г. Однако в том же документе говорится, что более сильное падение цен на недвижимость в США, например, на 15%, имело бы глубочайшие последствия. Такое падение, предупреждает отчет, не только уменьшит рост американской экономики до уровня ниже 1% в 2007 г., но также существенно снизит мировой экономический рост — по крайней мере, на 1%. Это может вызвать мировой кризис, включая крах фондовой биржи.
Нарисованная картина стала отчетливо подтверждаться 14 марта с падением мировых фондовых бирж. Испанская «Pais» на следующий день с тревогой писала: «Нервозность и опасения относительно спада в США, вчера стали доминирующими чувствами инвесторов, которые бросились продавать, что привело к большому падению индексов на 2.7%. Рост долгов по закладным в США, достигших 4.6%, могло вызвать падение потребления и ускорить спад».
Предоставление, за последние годы, кредитов на сотни тысяч миллионов долларов в США, благодаря низким процентным ставкам, обеспечило сильнейший стимул строительного бума, что привело в свою очередь, к созданию сотен тысяч рабочих мест в последнее десятилетие. Одновременно этот процесс привел к беспрецедентному росту семейных долгов и риску невыплаты обязательств по платежам, что подорвет всю банковскую систему, и может напрямую затронуть экономику страны.
Спустя чуть больше года, 36 североамериканских банковских учреждений, специализирующихся на закладных, обанкротились и исчезли с рынка — сценарий, который может повториться в Испании, с еще более драматическими последствиями.
Чтобы оценить всю опасность, в которой находится этот сектор, скажем, что между 2000 г. и 2006 г. сумма закладов в США выросла с 4.8 триллионов долларов до 9.5 триллионов.
Что посеешь — то и пожнешь
Таким образом, как и во всех других областях социальной деятельности, диалектические законы управляют экономикой с удивительной силой. Что вчера было источником процветания и роста, внезапно и резко становится причиной кризиса и экономического краха. Дутый пузырь цен на недвижимость, который постоянно рос в течение десятилетия и породил тысячи миллионеров и мультимиллионеров по всему миру, грозить лопнуть со страшной силой.
Падение продаж недвижимости неизбежно снижает прибыли на рынке, что отразиться на всей экономике в целом. Падение цен на дома приведет к сокращению активов американцев, что в свою очередь отразится на занятости и потреблении. Последующая волна будет очень сильной: согласно анализу банковских экспертов, закладная цена должна быть увеличена на триллион долларов в 2007 г., миллионы владельцев недвижимости окажутся в такой долговой яме, что не смогут оплатить счета.
Этот закладной долг американцев — не единственная опасность для экономики США. Бывшие крупнейшим кредитором в мире, США теперь стали самым большим должником на планете (чистый внутренний и внешний долг достиг 150% ВВП), в то же время в стране появился финансовый дефицит — впервые с кризиса 1929 г.
С другой стороны, дефицит текущих счетов (самый точный критерий торговли, так как он включает не только обмен товарами и услугами, но также и поток инвестиций между странами), достигает $857 000 000 000, или 6.5% американского ВНП. Таким образом, США должны найти возможность привлекать около $70 000 000 000 ежемесячно, чтобы покрыть этот долг. Чтобы поддержать приток заграничных инвестиций, главным образом, из Центробанков Китая, Кореи и Японии, Федеральная Резервная система вынуждена увеличивать процентную ставку. Это еще больше усугубляет ситуацию на рынке недвижимости, увеличивая стоимость закладных, тормозя потребительские расходы и делая затратными долгосрочные инвестиции, что напрямую влияет на рост.
Многих американских экономистов тревожат параллели между нынешней ситуацией и периодом, предшествовавшим Великой Депрессии. В 1920-х финансовый пузырь также опирался на личные долги и кредиты. Кроме того, в 20-е стремительно увеличивался разрыв между богатыми и бедными. Между 1920 г. и 1929 годом 75% населения получали лишь 45% национального дохода, в то время, как 25% — более 55% дохода. Также между 1923 г. и 1929 г. средняя производительность труда рабочих выросла на 32%, тогда как зарплата выросла только на 8%. Разве сегодня не происходит то же самое?
Перепроизводство
Серьезное замедление американской экономики неизбежно сократит азиатский экспорт, что отразится на китайских, корейских и японских фирмах-изготовителях. Именно поэтому правительства этих стран продолжают играть роль партнеров и финансировать американский бюджет и торговый дефицит, так как спад американской экономики будет для них гибельным. Так как и в 1929 г. крах экономики США окажет разрушительное действие на всю мировую экономику.
Сигналы приближающего кризиса поступают отовсюду. Кроме упомянутых выше, есть еще один ясный признак — уничтожение квалифицированного труда в развитых капиталистических странах. Автопромышленность — прекрасный барометр в этом отношении. В этом году три детройтских гиганта («Дженерал Моторз», «Крайслер» и «Форд») уволили 100 000 рабочих со своих американских и канадских предприятий. Цель, очевидна — сохранить свой доход, за счет сокращения трудовых затрат иными словами, извлечь из рабочей силы большую прибавочную стоимость. И все это происходит на фоне жесточайшего сокращения зарплат: средний доход американского рабочего сегодня на 17% ниже, чем в 1972 г.
Кризис в автопромышленности не пустяк, он означает, что кризис перепроизводства достиг сердца капиталистической промышленности. Автомобильные продажи, подпитываемые низкими процентными ставками последних лет, также достигли своего предела. На рынке автомобилей не осталось места для всех конкурентов.
Накопление капитала сталкивается с объективными пределами перепроизводства, который происходит в разгар экономического бума. То же самое можно сказать и о других отраслях промышленности. После этого начинается нисходящая спираль: падения норм прибыли, сокращение капиталовложений, массовые закрытия предприятий и остановки производства — иными словами, разрушение производительных сил.
Несмотря на все попытки, буржуазных экономистов скрыть предстоящие трудные времена для мировой экономики, зарождающийся кризис будет иметь огромные последствия и неизбежно отразиться на классовой борьбе.