За последнее время в Непале произошли огромные перемены. Всего год назад маоистские партизаны смогли «взять» парламент. Это стало возможно благодаря массовому движению апреля 2006 г. (Локантра Ардолан), которое заставило пойти на уступки правящий класс. Самое удивительное в произошедшем — то, как быстро и легко маоисты сложили оружие и заменили его депутатскими портфелями.
В этом месяце будет отмечаться 11 год герильи, целью которой провозглашалась освобождение Непала от феодализма, капитализма и империализма. Однако, маоисты всегда крайне осторожны в развитии этого процесса. Они постоянно заявляли, что Непал нуждается в периоде буржуазной парламентской демократии и республики.
Это вытекает из «двухэтапной» теории, суть которой в том, что Непал не может непосредственно перейти к социалистическим задачам. Сперва, необходимо осуществить демократическую революцию, иными словами буржуазную, и только потом, после периода капиталистического развития, можно ставить социалистические задачи. Этой позиции маоисты придерживались даже в самый разгар партизанской войны.
Результат переговоров с Семипартийным союзом (Непальский Конгресс (НК), КПН(м/л) и пять других мелких групп) были признаны маоистами «успешными», они получили 30% мест в парламенте. Но если учесть, что у них были все возможности прийти к власти, сметя всех прогнивших буржуазных деятелей, то этот «успех» будет выглядеть совсем иначе.
КПН(м) и КПН(м/л) теперь имеют большинство в Парламенте. Несмотря на это дебаты о новой конституции идут под диктовку Непальского Конгресса. Тем самым левые отдают инициативу представителям буржуазии.
Особенность нового парламента, что роялистские силы уменьшились до жалких 15%. Если учесть, что НК сейчас стоит на республиканских позициях, то равновесие сил в парламенте склоняется против существования монархии. Свержение монархии станет огромным шагом вперед для непальских масс. Но это не решит фундаментальных социальных проблем стоящих перед трудящимися.
Буржуазия готова поддержать Республику, пока это не подразумевает принятия серьезных социальных решений: например, земельной реформы.
Как отмечает «Гималай таймс» от 3 февраля: «Генсек НК заявил, что республика не будет провозглашена до сложения оружия». Это значит, что буржуазия использует это буржуазно-демократическое требование, для давления на маоистов, вынуждая их разоружиться, и тем самым попытаться изменить баланс сил в свою пользу.
Пока у маоистов остается на руках оружие они будут угрозой для правящего класса. Выдвигая подобное требование, НК надеется затормозить революционный процесс. Этот спор может тянуться годами, что даст достаточно времени, чтобы подорвать социальную базу маоистов, или, по крайней мере, попытаться сделать это. Это старый шулерский прием — заставить массы ждать, пока парламентарии ведут свои игры. Массы начнут становиться все более нетерпеливыми и могут потерять надежду. Окончательная цель — будет уничтожение социальной основы маоистов которую они кропотливо создавали годами.
Это го можно было избежать, если бы маоисты имели смелость взять инициативу в апрельском движении. Власть, в тот момент, валялась на мостовой, но маоисты не посмели поднять ее. Теперь кто будет решать неотложные проблемы масс? Это вопрос?
Волнение Терэй
Теперь 83 маоистиских депутатов парламента будут обсуждать будущую временную конституцию. Но эксплуатация, угнетение и национальное притеснение все еще реальность. Этим объясняются недавние беспорядки нацменьшинств, в Терэй. В ходе столкновений, начавшихся в Лахан 19 января, было убито 20 человек и сотни были ранены, многие правительственные здания были сожжены. Были парализованы: Маранг, Сансари, Сираха, Саптари, Ротахат, Дхануса, Бара, Парса и часть районов Саралаха. Возникла реальная угроза этнического конфликта, с угрозой целостности Непала.
Терэй — одна из многих этнических групп, проживающих в Непале. Они бояться, что их представителей не окажется во власти, и поэтому они требуют пропорционального национального представительства. Даже буржуазная пресса признает их требования логичными: «Во-первых, двадцать районов Терэя должны быть объединены в отдельный избирательный округ. Во-вторых, требование одного места в Парламенте для представителя народа лах.
В-третьих, требование федеральной системы управления, это требование совпадает с требованиями других этнических групп. В конце концов, в Непале должна быть создана система управления, основанная не Деревенских комитетах и муниципалитетах. Демонстранты требовали создания федерации по типу Швейцарии».
Требование более справедливого парламентского представительства не несет никакой реальной угрозы непальской элите. В недавней статье в «Горхапатра», от 1 февраля 2007, можно было прочитать следующее: «Так как требования жителей Терэя справедливы, правительство и все восемь партий выступили на их стороне. В ответ на выступление, все восемь партий решили перейти к федеральной системе управления, что было одним из основных требований протестующих.
Этот пункт будет включен в будущую конституцию, после выборов в Учредительное собрание. Политические партии в правительстве положительно ответили на требования жителей Терэя. Поэтому теперь организаторы выступлений должны прекратить агитацию, и поддерживать мир, доброжелательность и спокойствие в стране».
СМИ обвинила неких «агентов», которые воспользовались проблемами жителей Терэя, в целях дестабилизации политической ситуации. Лидеры маоистов обвинили «реакционеров и роялистов». Это вполне реально, но такое сильное выступление может проявиться, при серьезных социально-экономических проблемах, затрагивающих местных жителей. Мадхези Джанадхикар Форум (МДФ) вступил в конфликт с маоистами. Выступления начались после убийства в перестрелки одного из членов МДФ.
Согласно «Непальским Новостям», «Маоисты обвинили семипартийный альянс в нерешительности во время волнений в Терэй. Они говорят, что нерешительность альянса позволила реакционерам организовать волнения». Но чего еще можно было ожидать от этой рыхлой семипартийной группировки?
Рука роялистов
Лидеры маоистов должны задать себе несколько серьезных вопросов. Почему роялисты смогли организовать подобные выступления? Это пример, того, как реальные проблемы людей, могут быть использованы в реакционных целях. Если бы маоисты не испугались бы брать власть, когда это было вполне возможно, они смогли бы сразу же решать насущные проблемы масс. Ввязавшись в «парламентский кретинизм», они заставили массы ждать решения своих проблем, до конституционной реформы. Проблема в том, что массы не могут долго ждать. И ситуация становится все взрывоопаснее.
Ясно, что под прикрытием «защиты демократии», силы реакции готовят реванш. Поскольку маоисты позволили монархии и ее лакеям выжить, враги теперь зашевелились. Тридцать семей подверглись линчеванию роялистов, которые грабили и поджигали здания.
Конечно, Индия не перестала быть местной империалистической силой, и все еще имеет сильное влияние внутри Непала, опираясь на Коирала (новый президент) и роялистов. Бхартия Джаната партия (БДЖП) и Растрия Сваямсевак Санг (индуистские фундаменталисты) отрицают все обвинения маоистов, в организации насилия в Терэй. Но обвинения маоистов не беспочвенны.
Буржуазный «Экономист»: «в Непале начался мирный процесс, так как маоисты присоединились к правительству и сдали оружие. Но теперь возникла новая причина насилия: этническая рознь в южных, равнинных районах страны. В Терэй. Оба конфликта взаимосвязаны. Десять лет герильи показали реальную силу политического насилия. Кроме того, мирный процесс предусматривает выборы в Конституционное собрание, в июне. Этническая группа (мадхезис) доминирующая в Терэй, опасается, что их обманут». («Экономист, 25 января»)
Монархисты будут всегда пытаться использовать любую возможность, чтобы вернуться к власти и ослабить маоистов. Правительство не желает использовать армию, для урегулирования конфликта, так как она ненадежна. В армии слишком много роялистов. Использование маоистских формирований только усилит позиции КПН(м), что не в интересах Коирала, за котором стоит король. История классовой борьбы не предусматривает ситуаций, выдуманных маоистами. Их действия вызывают лишь расколы среди «коммунистического лагеря». Уже произошло два раскола, и этот процесс будет продолжаться в ходе подготовки к Учредительному собранию.
Как замечает «Экономист»: «сея местную напряженность, двор надеется отложить выборы. Королевские и индийские агенты наводнили Терэй, пытаясь организовать религиозных фанатиков, связав будущее Индуизма, мадхезис и королевской семьи. Хридеш Трипати, член кабинета министров, говорит, что дворец попытается использовать все формы заговора. Обиды мадхезиса дают заговорщикам надежду».
Тактика, используемая реакционерами, похажа на тактику используемую империалистами в Боливии: нащупайте слабое место и мобилизуйте людей против маоистов — или Моралеса в Боливии — и организуйте волнения, пытаясь подорвать их социальную базу. Как только почувствуете, их слабость переходите в наступление.
Коммунисты Непала должны понимать это. Повсюду империалисты и их местные холуи проводят одну и ту же тактику. Непальские коммунисты столкнулись со зверем, не желающим мирно покидать историческую сцену, и делающего все, чтобы сохранить свою власть. Чем больше будет потеряно впустую времени, тем опаснее станет это животное.
Коммунисты должны оставить все иллюзии, о том, что интересы масс могут быть защищены, путем конституционных игр и совместно с такими силами как Непальский Конгресс. Все коммунисты обязаны объединиться и работать, создавая реальную альтернативу капитализму. Это значит немедленно свергнуть монархию. Но этого мало.
Необходима земельная реформа, с экспроприацией помещиков. Необходимо начать национализацию средств производства. Не надо пытаться достигнуть компромисса с империалистами. Любой такой компромисс только усилит короля. Даже выиграв выборы в Учредительное собрание, маоисты и другие коммунисты неизбежно столкнуться с роялистской бюрократией. Это будет грозить мучительным и долгим процессом, когда коммунисты будут вынуждены принять экономическую политику правящей элиты и их империалистических хозяев. В такой ситуации реакционеры будут пытаться дискредитировать коммунистов в глазах масс и впоследствии нанести им смертельный удар.
Причина всех этих ошибок ошибочная маоистская теория «двух стадий». Не существует никакого места для «демократической буржуазной стадии» в Непале. Правящий класс готов согласиться на буржуазную демократию, как на средство для сохранения реальной экономической власти в обществе. Оставляя рычаги экономической власти в руках буржуазии, маоисты подготавливают ужасное поражение в будущем.
Будущее Непальской революции — под угрозой. Пришло время менять курс.