Столь жуткие конфликты, как гражданские войны обычно запоминаются преступными действиями национальных лидеров и генералов. Однако, при этом, зачастую забывают о влиянии масс-медиа на разжигание военной истерии. В ходе украинского конфликта, масс-медиа сыграли решающую роль в оправдании действий олигархических правителей Киева – в особенности, для масс западной и центральной Украины.
16 мая на политическое ток-шоу Шустер-live был приглашен британский военный корреспондент Марк Франкетти, чтобы рассказать о своем трехнедельном пребывании на территории восставшего Донбасса. В числе гостей ток-шоу были такие известные украинские персоналии, как певица Руслана, кандидат на пост президента Ольга Богомолец, глава Службы безопасности Украины, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, представители правящей партии «Батькiвщина», министерства внутренних дел и батальонов Национальной Гвардии, посланных киевским правительством воевать на Донбасс.
Франкетти стал рассказывать о пребывании на Донбассе вместе с батальоном «Восток» – и в частности, о том, что он фактически полностью состоит из людей из этого же региона или соседних областей Украины; о том, что большинство из них не имеют серьезной военной подготовки и многие из них – из рабочего класса. Он также добавил: эти люди не ощущают, что киевское правительство представляет их интересы, и они действительно воспринимают свою борьбу, именно как борьбу с фашизмом. И хотя многие из них надеялись на помощь России, Москва на самом деле не готова им помогать.
Его слова не были восприняты всерьез – в ответ некоторые из приглашенных на передачу гостей просто рассмеялись, а представитель министерства внутренних дел заявил, что журналист увидел созданные кремлем «потемкинские деревни». Национальная Гвардия обвинила журналиста во лжи, однако он полностью отверг все эти обвинения. Данное событие может показаться отдельным случаем – однако оно является всего лишь одним из множества примеров того, что позиция киевского правительства начинает трещать по швам.
Кто контролирует масс-медиа, и кому они служат?
С распадом Советского Союза украинские медиа были приватизированы олигархами – как, впрочем, и промышленность. Поскольку экономика постепенно приходила в сильнейший упадок, олигархи осознали, какой потенциал имеют частные телеканалы и газеты для контроля над общественным мнением. Журналистам, разоблачавшим коррупционные схемы олигархов, угрожали, их увольняли – или, как в случае с Георгием Гонгадзе, их убивали за репортажи, которые, как казалось правящему классу, заходили слишком уж далеко.
После бегства Виктора Януковича в начале этого года, украинские масс-медиа были использованы для консолидации позиции олигархов, которые заняли место Янковича. На протяжении нескольких месяцев украинские медиа изображали события на Донбассе, как русское вторжение в Украину. Масс-медиа утверждали, что восстание на Востоке Украины – это вторжение российских сил и сепаратистские группы, якобы, сеяли хаос в регионе и похищали людей. Медиа также твердили, что повстанцы – это опытные и тренированные военные, а местное население, дескать, только и ждет пока придет украинская армия и спасет их от этой угрозы.
И хотя подобного рода репортажи в украинских СМИ полностью опровергались массой других медиа-ресурсов (в особенности российских – но также и некоторых западных медиа), однако все равно превалировала точка зрения киевского правительства. То же самое в целом касается и западных медиа, поскольку западный капитализм заинтересован в укреплении нового украинского режима и в дальнейшем открытии украинского рынка для своей продукции и увеличения прибыли за счет этого. По этой причине само выступление Франкетти – репортера Sunday Times, критиковавшего на протяжении многих лет правительство Путина за освещение событий в Чечне – сложно списать на «кремлевскую пропаганду».
Как долго может продлиться военная истерия?
Российские масс-медиа – хотя они и были весьма критичны к украинскому правительству, – сыграли, по сути, ту же роль, что и украинские, то есть легитимизровали правление российской олигархии. Их интересы заключаются в легитимизации российского империализма, и потому на них можно полагаться только в определенном контексте. Откол восточно-укринских республик может поддерживаться российским правительством лишь при том условии, что они не послужат примером для российских рабочих и их выступлений против режима Путина. Ведь, несмотря на то, что лидеры этих республик преимущественно стоят на националистических позициях, массовое участие рабочего класса придало им определенный революционный и антиолигархический характер. И с каждым днем становится всё очевиднее, что режим Путина не заинтересован в поддержке такого движения.
Тем временем, киевское правительство встречает сопротивление не только на Востоке страны. Украинское правительство не только не способно решить проблемы, связанные с восстанием на Востоке – оно оказалось неспособным развивать экономику Украины. И то как недавно сбили украинский самолет с 40 военными и 9 членами экипажа, в целом лишь усиливает впечатление некомпетентности украинских властей. Многие части украинской армии, со своими семьями, протестовали против жутких условий, в которых приходится жить солдатам, а также против недопоставок продовольствия и обмундирования. Все эти факторы заставили киевское правительство больше полагаться на авиаудары, артобстрелы и батальоны нацистов.
Тем не менее, главная угроза – как для западного, так и для российского империализма – это объединение украинского рабочего класса против олигархии. Любым шагам в этом направлении, естественно, будут всячески препятствовать и оказывать сопротивление, как украинские, так и российские власти. И хотя на данный момент такого единства действий не наблюдается, но история демонстрирует нам, что сама усталость солдат украинской армии настраивает их как против войны, так и против тех людей, которые их на нее посылают.
И в этом отношении сама перспектива национализации промышленности (которая находится в собственности олигархов) в Донецке и Луганске может послужить примером не только для всей остальной Украины, но также и для рабочего класса России и стран Запада. Путь к миру в Украине заключается не через переговоры между буржуазными силами, а через объединение рабочего класса в общей борьбе за социализм.
Питер Михайленко
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Питер Михайленко. Легитимизация правления олигархов
Андрій Мовчан. Єдина країна, чи єдність трудящих?
Егор Воронов. Социальный бунт
Роджер Аннис. Гражданская война и сопротивление
Всеволод Петровский. Реактивный психоз
Джули Хайланд. Что готовит рабочим украинский режим?
Дэвид Рэй. Пустые обещания для Украины
Егор Воронов. Бес гуманизма
Алекс Лантье. Украина: империалисты и интеллектуалы