В воскресенье, 31 октября, миллионы венесуэльцев пойдут отдавать свои голоса, чтобы выбрать губернаторов 24 регионов страны и мэров для 337 муниципальных советов. Теперь уже, после масштабной победы Боливарского движения, нанесшего поражение оппозиции, в ее попытке выразить недоверие правящему президенту Чейвзу на референдуме 15 августа, -- предстоящие сейчас выборы предполагают возможность для Боливарского движения взять под свой контроль некоторые ключевые посты в регионах и муниципальных советах.
Имевший место удар 15 августа по реакционной антидемократической оппозиции, оставил ее в состоянии глубокой деморализации и увеличил разногласия в ее среде. Спустя два с половиной месяца после этого, многие оппозиционеры все еще не осознали (не восприняли всерьез) убедительные результаты референдума, несмотря на всю их очевидность, полагая, что якобы имело место массовое мошенничество.
Неверно названная «Демократической», Координация, как блок, объединивший различные группы, которые представляли собой венесуэльскую реакционную оппозицию, -- стала теперь еще более не существенной, с множеством партий и отдельными видными личностями, имеющих былую известность, но фактически отошедших от политики. Во многих регионах и муниципальных советах различные оппозиционные партии не имеют общей платформы, чтобы квалифицированно договориться об общем объединенном кандидате, тем самым уменьшая шанс в возможности -- быть избранными.
Во многих случаях, видные фигуры оппозиции, подобно мэру Каракаса Альфредо Пенье, отошли от предвыборной гонки, чтобы избежать каких-либо затруднений в случае поражения на выборах и сохранить свое лицо.
Есть факты, что наиболее крайние группы правого крыла, базирующиеся непосредственно на взбешенных слоях среднего класса на востоке от Каракаса, объявили, будто они не будут участвовать в выборах и призывают остальных -- не ходить голосовать. В некотором смысле их позиция последовательна, так как лидеры оппозиции сами внушили им, что диктатура в Венесуэле уже есть и что было мошенничество 15 августа на референдуме.
Что представляет собой точка зрения оппозиции в предстоящих выборах против «такой позиции»?
Другие лидеры оппозиции ясно осознают, что бойкот этих выборов кончился бы для них потерей важных рычагов власти и провалом всей выборной компании. Есть множество губернаторов высокого ранга, борющихся за такие богатые нефтью земли, как Залия, индустриальное Карабобо, Миранда (рядом со столицей Каракас), Боливар и Анзоатегуя. Победа для про-Чейвзских кандидатов в множестве этих земель (регионов) была бы еще одним большим поражением для оппозиции и заставляла бы равновесие сил выровнять в сторону более благоприятную для Боливарского движения.
Другая предвыборная борьба высокого значения будет за пост мэра Каракаса, где вероятно победит боливарец Баррето.
Кандидаты и демократия
Один из факторов, ослабляющего силы боливарцев в этих выборах, был путь широко раскритикованный, будто кандидаты были выбраны только теми, кто поддерживает правительство. В действительности выборы откладывались неоднократно, так что кандидаты были назначены почти один год назад. В ту пору руководство движения боливарцев оказалось в руках команды Аякачо, который стал комитетом координирования всех партий поддерживающих правительство Чейвза. Эта команда, как показала практика, оказалась очень неэффективной и массивно критикуема за неспособность предотвратить проведение референдума и поддержать Чейвза, пытающегося отклонить его в июне.
Тем не менее, кандидаты, назначенные командой Аякачо (в большинстве случаев без любой формы консультации с рядовыми сторонниками) остались на месте и теперь они проходят на выборы в качестве кандидатов от боливарцев. Недовольство этой ситуацией проводило множество организаций и партий, чтобы выдвинуть других кандидатов в некоторых местах. Это очевидно создало определенные разногласия в пределах лагеря боливарцев. В течение антипрезидентской кампании, Чейвз выдвинул многих активистов движения и поменял некоторые ведущие фигуры, поддержал идею относительно потребности в первичных выборах, чтобы выставитьь объединенных кандидатов, пока не закончилось 15 августа. Но эта идея, выдвинутая среди других Уильямом Изаррой, идеологом и политическим организатором Образования в национальной команде Майсанта (орган, который заместил бесславную команду Аякачо и встал во главе движения), была решительно отклонена Чейвзом немедленно после победы 15 августа.
Чтобы дать только несколько примеров кандидатов, где рядовой революционер противодействует, мы приведем случай в Варгасе (регион соседний с Каракасом), где «официальный» кандидат -- ныне действующий губернатор Антонио Родригес, который в течение краткого военного переворота против Чейвза в апреле 2002 примкнул к организатору переворота Педро Кармоне. Революционные организации в Варгасе действительно организовали первичный выбор с участием почти 14 000 человек.
Родригес получил только 1 700 голосов по сравнению с почти 10 000, кто голосовал за Глэдис Рекна. Так как Родригес отказался признать вердикт людей, Глэдис Рекна теперь выставлен в качестве кандидата от Варгасских Революционных Коллективистов (Колективо Варгас Revolución). Это -- явный случай, в котором вина за разделение голосов с «официальным» кандидатом лежит на Чейвзе.
В других случаях, где выдвинутым кандидатам бросила вызов рядовая революционная организация, но где не было никакого проходного кандидата, хотя были массовые митинги собраний окрестности, чтобы обсудить программы, которую революционные люди хотят, чтобы эти кандидаты приняли.
Есть в любом случае сильное чувство против бюрократических обложений в пределах революционного движения и потребность в рабочих непосредственно, чтобы контролировать революционное движение. Эти конфликты в пределах революционного движения вели к настроениям нетерпимости и расстройства среди слоя активистов. Некоторые ушли, встав на сторону бойкота в этих выборах. Это полностью неправильно.
Все усилия должны быть сделаны, чтобы нанести поражение реакционным кандидатам оппозиции на всех фронтах, но в то же самое время уровень организации и демократических строений в пределах движения должен быть усилен так, чтобы боливарцы могли быть проведены в мэры и губернаторы на основании подсчета голосов.
Революционное Марксистское Течение (CMR) в Венесуэле было предельно ясно в принятии такой позиции на избирательном процессе.
В чем кроется развязка для революции? Победа 31 октября станет еще одним ударом по реакционной оппозиции.
Чейвез окутал страну опорными кандидатами от боливарцев в ключевых регионах и сделал большой акцент на потребности продвинуть земельную реформу. Он обратился к губернаторам от боливарцев, если они будут избраны, чтобы немедленно начать встречи с большими владельцами земли и поставить перед ними условие: или мирное урегулирование будет достигнуто, по которому они отдадут большие части своих угодий, или вопрос это будет решен посредством конфликта. Эти заявления имеют мощное воздействие на десятки тысяч крестьян в землях подобных Залии, Яракуи и другим.
Но неизбежно такие заявления будут вести к конфликтам с землевладельцами, которые в значительной степени были пока нетронуты земельной реформой (которая главным образом состояла на распределении больших количеств угодий, находящихся в собственности государства), и заправит энергией классовую борьбу в сельской местности. Будучи чрезвычайно воинственным к землевладельцам, правительство Чейвза пробовало во что бы то ни стало достигнуть временного соглашения с частными капиталистами. Множество важных уступок было сделано в форме сокращений налогов и стимулов.
Таким образом, министр экономического планирования Джордж Джиордани был очень ясен, говоря о потребности в “подлинном национальном производительном бизнес-классе”.
Здесь есть противоречие, так как Чейвз в то же самое время сказал, что капитализм не был способен развить страну и что нельзя уничтожить бедность в Венесуэле, если с капитализмом не покончить. Есть настроение доверия среди рабочего класса, что ведет к нарастанию процесса объединения и демократизации профсоюзного движения, которое представлено недавно сформированным UNT. Это будет также вести к нарастанию конфликта между рабочими и предпринимателями в частном секторе.
Правда вопроса в том, что несмотря на повторенные обращения Чейвза к бизнесу, чтобы он оказался вовлеченным в политику, а концентрировался на развитии страны и экономики, -- решающие сектора капиталистического класса в Венесуэле реагировали иначе, организуя военные восстания против демократически избранного правительства и саботируя экономику.
Несмотря на факт, что пока правительство Чейвза и революция боливарцев не атаковали частные права собственности, олигархия (сращивание между капиталистами, банкирами, землевладельцами с империалистическими интересами) не могут допустить боливарское движение к власти, потому что они понимают ясно, что революционное выступление масс создают прямую угрозу их доминированию в экономике и в стране в целом.
Борьба рабочих Венепал -- один пример такого противоречия. Владельцы компании поддерживали военный переворот и локаут боссов против демократически избранного правительства. Рабочие сопротивлялись. Теперь владельцы объявили банкротство фабрики, а рабочие заняли помещение и требуют провести ее национализацию под управление рабочих. Вильям Изарра вышел с поддержкой этого предложения на массовом митинге, к которому он обратился в Венепале. Этот конфликт, по контролю экономики, будет нарастать все более и более в следующем периоде, и будущее революции боливарцев зависит, до огромной степени от того, как этот данный конфликт будет в итоге решен.
31 октября выборы -- важное сражение в такой войне.