Мы взяли интервью у члена Компартии Венесуэлы КПВ Иони Морено. Мы попросили его рассказать о текущей ситуации в Венесуэле.
Руки прочь от Венесуэлы (РПВ): Победа Чавеса на выборах 3 декабря, сопровождалась массовой народной мобилизацией и она [победа Чавеса] привела к ряду революционных мер объявленных президентом: создание ЕСПВ (Единой Социалистической Партии Венесуэлы) национализации стратегических компаний. Принятие этих решений наталкивается на противодействие бюрократии и показывает социалистическую направленность преобразований. С тех пор прошло более 3 месяцев. Что Вы скажете о практическом развитии этих решений?
Иони Морено: Во-первых, произошел сдвиг Чавеса влево. Как мы и предсказывали, он столкнулся с противодействием буржуазной оппозиции. В начале года выросли цены на продукты, капиталисты отказывались продавать продукты по твердым ценам. В январе инфляция выросла на 2%. Это стало следствием искусственно спровоцированного дефицита. Проблема состоит в том, что величина прибыли для капиталистов уменьшилась, когда правительство стало регулировать цены. Буржуазия сократила производство. К этому надо добавить сознательный саботаж, организованный боссами и капиталистами.
Январь и февраль обнажили некоторые противоречия внутри революционного движения. Меры, принятые Чавесом, даже не выходящие за рамки капитализма, в нынешней ситуации бьют по интересам венесуэльской буржуазии. Правительство Чавеса проводит реформы в интересах простых людей. Однако, по мнению капиталистов сегодня, нет возможности для проведения реформистской политики. Банкиры, капиталисты и спекулянты всего усиливают нападения на рабочий класс ради увеличения своих прибылей. Они требуют широкой приватизации и увольнений. Капиталисты хотят, что бы Венесуэла не свернула с подобного пути. Когда Чавес пришел к власти, они полагали, что он станет их очередной марионеткой.
Однако, в какой-то момент, капиталисты потеряли контроль над ситуацией, а Чавес начал политику, противоречащую их интересам. Именно поэтому они и пошли на мятеж 2002 г., после выдвижения Чавесом 49 законов. Эти законы не выходили за рамки капитализма. Массовое движение смогло победить путчистов. Реакция потерпела поражение, и потеряла контроль над государством. Кроме того, массы стали более бдительны. Однако, как показывают последние месяцы, экономика все еще остается в руках реакционной буржуазии.
Президент проводит политику перераспределения нефтяных доходов к наименее обеспеченным слоям. Почти 40% национального бюджета идут на социальные расходы. Это один из самых высоких уровней в мире. Но даже такая умеренная политика вызывает противодействие капиталистов, именно поэтому они и вздувают цены на продукты. Но это еще не социалистическая политика. Однако, в нынешней ситуации это прогрессивная политика.
Другой шаг — регулирование обмена валюты, существует предел обмена боливаров на доллары. Правительство тем самым пытается помешать утечки валюты за границу. Напомним, что за 40 прошедших лет, около 300 000 миллионов долларов были вывезены за пределы Венесуэлы. Это был один из способов грабежа страны империалистами. Ограничение на вывоз предотвращает отток капиталов и идет на пользу рабочим. Однако, это ограничение свободного хождения капиталов, препятствует накоплению прибыли для капиталистов. Если мы вспомним, о обещании Чавеса национализировать промышленность, то картина станет еще более ясной. Все эти шаги и вызвали ненависть капиталистов, и отказ их от инвестиций в промышленность.
РПВ: Какова реакция правительства на саботаж и создание дефицита?
Е.М: С одной стороны правительство приняло закон в «защиту Республики», по которому может быть конфискована любая компания, создающая дефицит продуктов или спекулирующих ими. Чавес угрожает экспроприировать скотобойни и сельскохозяйственные склады, если они будут продолжать организовывать дефицит. Фактически, по требованию рабочих, конфискован склад в Зулия. Этот склад, второй по величине в Латинской Америке, был закрыт в течение 2 лет.
Одновременно, правительство импортировало продукты и распределяет их через свою сеть по более низким ценам. Такими мерами, властям удалось временно остановить саботаж буржуазии и стабилизировать цены.
Столкнувшись с саботажем, у правительство мало выбора: или поддаться давлению капиталистов, или как предлагает КПВ: экспроприировать капиталистов и перейти к плановой экономике. Если правительство не решиться на это, то капиталисты продолжат свой саботаж. Последние месяцы наглядно показали, что венесуэльской экономикой все еще управляет буржуазия, а не правительство Чавеса. Остановить саботаж, удалось только закупками импортных товаров, заплатив за это нефтяными богатствами.
В этой ситуации правительство в начале февраля выкупила КАНТВ и «Электрисидад де Какарас». Хотя первоначально Чавес говорил о национализации и о последующей выплате после переоценке активов, все произошло по-другому. В этом чувствуется рука реформистов и давление капиталистов. Правительство выкупило эти компании по рыночной, завышенной цене.
КПВ выступала за экспроприацию без компенсации. Эти компании и так долгое время грабили венесуэльцев. Но правительство побоялось пойти до конца.
Но для нас даже с компенсацией, национализация — прогрессивная мера, которую мы поддерживаем. Но этого мало. Контроль над этими компаниями должен перейти в руки рабочих. Если они перейдут под контроль государственной бюрократии, то это приведет к краху. Начнется непрерывной саботаж со стороны госаппарата, который тысячами нитей связан с буржуазией и империализмом.
Сейчас наступило временное затишье, но рано или поздно конфликт вновь вырвется наружу. Потребности масс и интересы капиталистов неизбежно столкнуться. Чавес отражает надежды огромных масс. Но проблема состоит, в том, что капитализм не в состоянии развить экономику страны. Он тормоз на ее пути. Чавес обратился к капиталистам, желающим развития страны призывая их вкладывать капиталы, одновременно он угрожает национализацией. Он национализировал некоторые компании, и говорит о необходимости экономики нацеленной на потребности людей, а не на прибыль. Он постоянно выступает против капитализма, призывает пойти по социалистическому пути, цитирует Маркса и т.д. Чавес стимулирует борьбу и организацию масс.
Рано или поздно вспыхнет новый конфликт между капиталистами и правительством. Все решиться или экспроприацией капиталистов, или поражением революции. Пока правительство умело маневрировало между этими двумя путями, используя высокие цены на нефть, благодаря чему могло противостоять экономическому саботажу буржуазии. Но возможность использовать доходы от нефти не бесконечна, уже проявляются первые трудности. Любые колебания цен на мировом рынке будут иметь огромные последствия для экономики Венесуэлы.
РПВ: Каково значение создания ЕСПВ?
И.М: Сдвиг Чавеса влево имели последствия в рамках боливаринского движения. КПВ в своих последних документах, отметило, что главное противоречие революции — борьба между реформистами и революционерами, которая есть продолжение классовой борьбы идущей внутри боливаринского движения. Классовый раскол еще не стал фактом, только из-за огромной личной популярности Чавеса.
Однако решение создать Единую Социалистическую Партию Венесуэлы (ЕСПВ) накалило ситуацию. Три партии организовавших в прошлом сформировали «Блок за перемены» (избирательная коалиция Чавеса): Компартия Венесуэлы КПВ, ППТ и ПОДЕМОС, отказались раствориться в ЕСПВ, куда уже вошли: МВР, УПВ И МЕР. Это привело к росту разногласий в этих партиях, а также между их руководством и Чавесом.
Обращаясь к этим партиям, Чавес обвинил их в переходе на сторону оппозиции. Это — политическая смерть для них. Они не хотят войти в ЕСПВ, из-за своих бюрократических страхов потерять часть государственной власти на местах. Они также бояться, что внутри ЕСПВ все подомнет под себя бюрократия МВР.
В ЕСПВ неизбежна борьба между революционными и реформистскими крыльями. Руководство ППТ, ПОДЕМОС и КПВ видят в таком рыхлом конгломерате опасность невозможности создания подлинно революционной партии с социалистической программой. Борьба в ЕСПВ еще только разгорается. Именно здесь развернется в ближайшее время самая важная битва против реформистов.
Чавес пытается перенести строительство партии в массы. Он желает быть кнутом для бюрократии, быть действительно демократичным. С апреля батальоны ЕСПВ станут формироваться по всей Венесуэле. Именно они и будут формировать программу и руководство партии. В августе откроется конгресс, и до конца года будут идти дебаты по программе и структуре ЕСПВ.
КПВ рассматривает возможность вхождения в ЕСПВ, если она примет социалистическую программу, которая положит конец капитализму, национализирует банки и промышленность, и перейдет к плановой экономике. ЕСПВ должна также покончить с буржуазным государством и бюрократией. Для этого рабочий класс должен поставить себя центр борьбы, по строительству ЕСПВ.
Те партии, которые не присоединяться к ЕСПВ будут испытывать огромные трудности. Это будет началом классового разделения внутри Боливарианского движения, которое затронет все группы.
РПВ: Еще одна острая проблема. Ситуация на Маракая Санитарос и борьба рабочих за национализацию. Что Вы можете рассказать об этом, а также о рабочем движении вообще?
И.М: Недавно рабочие Санитарос Маракая смогли закупить сырье на доходы от продажи ванн. Это позволит еще 6 месяцев работать заводу. Было очень тяжело, так как доходов не хватало на достойную зарплату рабочим, всего 30 000 боливаров в неделю. Этого хватало только на еду. Несмотря на это рабочие не сдавались. В этом проявилось высокое сознание рабочего класса Венесуэлы.
Но терпение рабочих имеет границы. Сейчас, они собираются увеличить производство и тем самым увеличить зарплату. Все это время они ожидают решения правительства о конфискации. Компания под управлением рабочих не может конкурировать на капиталистическом рынке. После марша 8 февраля, министерство труда послало делегацию на фабрику. С тех пор нет никаких новых сообщений.
Реформистская бюрократия ставит препоны на пути национализации фабрики. Решения министерства и Чавеса зачастую противоречат друг другу. Например, чиновник министерства финансов на встрече с рабочими Маракая заявил, что правительство не заинтересовано в национализации компании, что правительство выступает за смешанные компании. Он призвал рабочих Санитарос идти по пути соурпавления, приведя в пример Инвевал и Инвепал. Чиновник заметил, что в правительстве не одобряют решения Чавеса конфисковать Фрикейку и онкологическую клинику им. Св. Михаила.
Одновременно саботаж бюрократии рабочего управления продолжается. В Инвевал рабочие мобилизовались, требуя клапаны от ПДВСА, так государственная нефтяная компания отказывается их предоставить. Рабочие испробовали уже все. Так, что соуправление с капиталистами показало свою полную неэффективность, из-за бюрократизма и саботажа. Госбюрократия и реформисты крайне слабы. Земля уходи из под их ног. Их сила, в том, что рабочий класс еще не встал в центр революции. Но ситуация меняется.
Борьба за Маракая Санитарос показывает потенциал венесуэльского пролетариата. Конфискация Маракая Санитарос зависит от распространения борьбы за захват фабрик. Нужны новые и новые Маракая Санитарос. Все группы входящие в УНТ должны распространять эту борьбу и не дать ее изолировать. Эта борьба должна стать примером для рабочего класса. Мы должны революционно экспроприировать капиталистов, не дожидаясь, когда бюрократия решиться на это. Рабочие должны последовать за примером Санитарос Маракая и брать инициативу по созданию новой экономики на себя.
РПВ: Как преодолеть препятствия на этом пути?
И.М: УНТ сможет стать реальной силой, если будет реальным оружием рабочего класса, с которым рабочие придут к власти, а не просто профсоюзом, борющимся за повышение зарплаты. Борьба рабочего класса Венесуэлы вышла за рамки простых переговоров между предпринимателями и профсоюзами, об условиях труда. Вопрос стоит: в чьих руках будет находиться экономика страны. Взятие власти — главная задача рабочего класса революции — единственный путь к победе. По всей стране должны быть созданы фабричные комитеты и советы. На основе этих советов должен быть создан национальный рабочий совет.
Если же УНТ ограничится только очередными парламентскими играми, то рабочий класс будет парализован, как это уже было не раз в прошлые годы.
РПВ: Какой отклик был на латиноамериканский тур Чавеса в странах континента?
И.М: Империализм очень озабочен происходящим в Венесуэле. Если б они могли они бы немедленно свергли бы Чавеса, но они увязли в Ираке. Сейчас у них заняты руки. Лучшей защитой революции в Венесуэле будет мировой характер революции. Визит Буша в Латинскую Америку потерпел крах.
В то время как Чавеса встречали массы единомышленников, против Буша проходили огромные демонстрации. Буш, так и не достиг поставленных целей. Империализм попытался дипломатическим способом задавить революцию в Венесуэле. Где бы не появлялся американский президент, повсюду проходили большие антиамериканские демонстрации. Народы Латинской Америки дали ясно понять, что они однозначно выступают против политики Вашингтона.